Эксклюзив / Хроника катастрофы

 

Журналист «Манчестер ивнинг ньюз» Майк Уэлли восстанавливает хронику событий до и после катастрофы 6 февраля 1958 года -  дня, который заставил плакать весь мир.

 

ПОНЕДЕЛЬНИК, 3 ФЕВРАЛЯ

08:00: Игроки, тренерский штаб и другие работники «Юнайтед» садятся на самолет компании «Бритиш Эирлайнз» класса «Элизабетан» под названием «Лорд Бергли», отправляющийся в Белград.

Помощник тренера Джимми Мерфи провожает самолет – он не полетит с командой. Ему предстоит ехать в Кардифф - руководить сборной Уэльса в товарищеском матче с Израилем.

09:00: Самолет, на борту которого также находятся девять журналистов, взлетает, оставляя Манчестер в февральском тумане. В планах «Юнайтед» - второй раз подряд выйти в полуфинал Европейского Кубка, сохранив свой перевес после первой встречи с «Црвеной Звездой».

14:00: После запланированной дозаправки в Мюнхене, самолет приземляется в заснеженном аэропорту Белграда, где сейчас самый разгар зимы. Главный тренер Мэтт Басби отправляется вместе с командой в отель, который находится на окраине города.

ВТОРНИК, 4 ФЕВРАЛЯ

Холодная погода понемногу отступает, и последняя тренировка «Юнайтед» перед матчем проходит на залитом солнцем стадионе «Армейский» в Белграде. Игроки выражают недовольство качеством поля.

 

 

СРЕДА, 5 ФЕВРАЛЯ

 

11:00: «Юнайтед» покидает свою базу и отправляется на стадион, где будет проходить игра. Капитан Роджер Бирн наконец-то готов играть, и Мэтт Басби выставляет тот же состав, что обыграл четыре дня назад «Арсенал» на «Хайбери» со счетом 5-4.

13:00: День в самом разгаре, и на стадионе собирается более 63 000 болельщиков. Солнце почти растопило снег на газоне.

Басби дает указания команде. Он говорит, что чувствует - в этом году команда добьется прорыва в Европе, и игрокам предстоит доказать его правоту.

В самом начале матча «Юнайтед» везет и Денис Вайолетт, пользуясь отскоком, обыгрывает вратаря югославов Владимира Беару. Идет вторая минута матча.

Гол Бобби Чарльтона отменяют из-за офсайда, а Дункан Эдвардс получает предупреждение за споры с австрийским арбитром, который в тот день принял несколько серьезных решений не в пользу «Юнайтед».

Но на 30-й минуте Чарльтон забивает мощным ударом с 25 метров, а двумя минутами позже в ворота белградцев летит третий мяч. «Юнайтед» ведут с общим счетом 5-1.

«Црвена Звезда» же не чувствует себя побежденной. Боре Коштичу удается отквитать один мяч сразу после перерыва, а затем Лазарь Ташич реализует пенальти, назначенный за фол Билла Фоулкса. За три минуты до конца «Юнайтед» есть от чего занервничать – с помощью рикошета со штрафного третий гол «Звезды» забивает все тот же Коштич. Но «битву за Белград» подопечные Басби доводят до победного конца.

По мере того, как «Юнайтед» покидают стадион, болельщики «Белграда» забрасывают их снежками.

«Манчестер Юнайтед» - великолепная команда, - говорит правый полузащитник «Црвены Звезды» Райко Митич после игры. Думаю, в полуфинал вышли лучшие».

19:00: Тяжелая работа сделана, теперь время расслабиться. Компания британских журналистов присоединяется к игрокам и работникам «Юнайтед», отправляющимся на банкет в отель «Мажестик». Ужин проходит в дружеской обстановке, и команда исполняет «Well meet again», а запевалой выступает капитан команды Роджер Бирн.

 

ЧЕТВЕРГ, 6 ФЕВРАЛЯ

 

09:00: В хорошем настроении команда отбывает из Белграда на час позже намеченного, после того как Джонни Бери теряет свой паспорт. Как только документ найден, команда отправляется в путешествие до Манчестера длиной в 2000 миль.

12:00: «Лорд Бергли» приземляется для дозаправки в Мюнхене, который встречает команду холодом и сильным ветром. Игроки идут в помещение аэропорта, чтобы переждать два часа и там разбредаются по сувенирным магазинчикам.

14:00:  звучит последнее объявление о посадке на самолет «Юнайтед». Большинство игроков и работников клуба сидит в передней части самолета, журналисты – в хвостовой. Снег продолжает идти и на взлетной полосе образуется слякоть.

14:30: Капитан авиалайнера Джеймс Тэйн и второй пилот Кен Рэймент завершают проверку самолета «Элизабетан», принадлежащего «Бритиш Эирвэйз» и откликающемуся на позывные «609 Зулу Юниформ».

Пилоты видят тонкую пленку льда на крыльях самолета, но она начинает подтаивать. Они решают не чистить крылья.

14:31: Взревели моторы, и самолет делает первую попытку взлета. Секундами позже пилот нажимает на тормоза, когда самолет прошел уже половину дистанции взлетной полосы. Приборы фиксируют скачки напряжения. Существует угроза отказа двигателей.

14:34: Тэйн и Рэймент получают разрешение на вторую попытку взлета. Ситуация повторяется, и самолет со скрежетом останавливается на середине взлетной полосы.

14:35: Игроки и журналисты начинают волноваться и пытаться выяснить, что происходит. Их отправляют обратно в терминал, пока технические работники разбираются с неисправностью.

14:45: Наконец, пассажиры вновь взбираются в самолет по скользкому трапу. Альф Кларк из «Манчестер ивнинг кроникл» задерживается – он звонит на работу. Несколько игроков решают поменяться местами. Дэвид Пегг говорит Биллу Фоулксу, что пересядет в хвост, потому что там ему кажется безопаснее.

14:59: Пилоты отправляют сообщение на контрольную вышку аэропорта: «Можно ли готовиться к взлету?».

 

15:02: Тэйну и Рейменту сообщают, что у них есть две минуты, чтобы взлететь, иначе их ждет еще большая задержка.

15:03: Пилоты запускают моторы и самолет едет по взлетной полосе в третий раз.

15:04: Последнее сообщение с контрольной вышки так и не доходит до пилотов. Очевидцы в аэропорту с ужасом наблюдают, как самолет врезается сначала в забор, а затем в нежилой дом.

В Манчестере начинают понимать, что случилось что-то страшное, появляются первые сообщения в послеобеденных выпусках двух вечерних газет: «Манчестер ивнинг ньюз» и «Манчестер ивнинг кроникл».

«Самолет «Юнайтед» попал в снежную бурю в Мюнхене» - под таким заголовком выходят статьи в обеих газетах в разделах «Срочно в номер».

А минутами позже в редакции поступает страшная новость, которая повергнет во мрак целую нацию: «Самолет «Манчестер Юнайтед» разбился в Мюнхене… поиски выживших продолжаются».

«Манчестер ивнинг ньюз» выходит с новым заголовком: «Самолет «Манчестер Юнайтед» потерпел катастрофу».

Жизнь в Манчестере замирает. Люди толпятся возле торговцев газетами, пытаясь узнать любую информацию из Германии. Им не придется долго ждать.

 

ПЯТНИЦА, 7 ФЕВРАЛЯ

К этому моменту, становятся известны факты. Из 44 человек, находившихся на борту «Лорда Бергли», погиб 21.

В списках погибших 7 игроков «Юнайтед» - Джеофф Бент, Роджер Бирн, Эдди Колман, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тэйлор и Билли Уилан.

Здесь же и 8 журналистов: Альф Кларк, Дон Дэвис, Джордж Фоллоуз, Арчи Редбрук, Хенри Роуз, Эрик Томпсон, Фрэнк Свифт и Том Джексон, освещавший дела «Юнайтед» в «Манчестер ивнинг ньюз».

Среди погибших - секретарь «Юнайтед» Уолтер Крикмер, старший тренер Берт Уэлли и тренер Том Керри.

Еще 15 человек находятся в больнице с различными травмами, четверо – в тяжелом состоянии, в том числе сам Мэтт Басби и Дункан Эдвардс.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДНИ

В последующие дни Манчестер со слезами на глазах следит за доставкой тел своих героев из Мюнхена. Тысячи болельщиков приходят к «Олд Траффорд» чтобы проститься с командой.

На  похороны тех игроков, чьи семьи настояли на частном погребении, фанаты не приходят, но они стоят по всему маршруту движения похоронной процессии и молча плачут.

Все британские телеканалы показывают репортажи из Мюнхена. На всех футбольных полях страны воцарилась тишина. Болельщики стоят, опустив головы.

Эдвардс умер через 15 дней после катастрофы в больнице «Рехтс дер Исар» в Мюнхене.

Вторым человеком, умершим в больнице стал пилот Рэймент, которого не стало через 3 недели после катастрофы.

Басби находился в кислородной палатке, и его шансы на выживание оценивались 50 на 50.

Дважды над ним читали отходную молитву, однако он выжил и покинул больницу двумя месяцами позже.

Джонни Бэрри и Джэки Блэнчфлауэр получили настолько серьезные травмы, что продолжить карьеру не смогли.

Немецкие органы, отвечавшие за воздушную безопасность, возбудили дело против капитана Тэйна, утверждая, что именно он является виновником аварии, так как отказался счищать ледяную корку с крыльев самолета. Вскоре после катастрофы, он был уволен из авиакомпании и официально считался виновником аварии до 1968 года, когда он был оправдан.

Тейн умер в 1975 году от сердечного приступа. Ему было всего 53 года.

 

ВСЁ С НАЧАЛА

Пока Басби был в больнице, задачу восстановления команды пришлось взять на себя Джимми Мерфи.

Через 13 дней после катастрофы, «Юнайтед» предстояло снова выйти на поле. Поддерживаемые 60 000 фанатов, «Юнайтед» обыграли «Шеффилд Уэнсди» со счетом 3-0 и вышли в четвертьфинал Кубка Англии.

Новая команда каким-то чудом дошла и до главного матча соревнования, к которому Мэтт Басби поправился и пришел на стадион в качестве зрителя.

Однако, выиграть Кубок команде оказалось не по силам – в финале они были повержены «Болтоном» со счетом 2-0.

перевод: Эмилия Пономарева / ManUtd.ru

Обсуждение

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.

Новости английского футбола
  • Манчестер
  • Украина
  • Беларусь
  • Израиль
  • Калининград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Самара
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Актобе
  • Астана
  • Новосибирск
  • Красноярск
  • Иркутск