ПЕРЕВОД ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ О ЗАБЫТОМ ТАЛАНТЕ КЛАССА '92.
Какое-то странное чувство грызло Мэтта Брэдли. Как менеджер «Мурфилда», он был очень горд, что один из его подопечных почти что стал игроком «Арсенала», но он также был расстроен. Он понимал, что игроки из дальних регионов Северной Ирландии давно попадаются на глаза скаутам английских клубов, базирующихся в Белфасте. С одной стороны, «Арсенал» и «Ноттингем Форест» отлично поработали, чтобы найти Эдриана Доэрти, но заслуга в открытии его таланта принадлежала не им. Доэрти был необработанным алмазом, который мелькнул у них перед глазами. Нужно было постараться, чтобы не заметить такой талант. Среди упустивших его были скауты клубов, которые не работали где-нибудь рядом с Дерри и Страбаном.
Брэдли ожидал, что скауты посетят Колерэйн и Портраш, где в конце июля проходил североирландский Молочный кубок, и надеялся увидеть, как другие воспитанники «Мурфилда» попытаются впечатлить их и получить свой шанс в Англии. К тому времени Эдриан уже был у скаутов на карандаше. При условии соблюдения определенных заверений о его образовании, план состоял в том, чтобы подписать школьника вскоре после его четырнадцатого дня рождения 10 июня и начать его обучение, когда ему исполнится шестнадцать. Брэдли не мог избавиться от ощущения, что, несмотря на интерес прославленных «Арсенала» и «Фореста», талант Эдриана был достоин большего признания. Как фанат «Манчестер Юнайтед», Мэтт Брэдли думал прежде всего об этом клубе.
Брэдли взял все в свои руки. Он написал Алексу Фергюсону, рассказал о блестящем 13-летнем вингере, самом впечатляющем игроке Северной Ирландии со времен Джорджа Беста. И, конечно, о том, что его собирался подписать лондонский «Арсенал». Брэдли убеждал Фергюсона в срочном порядке послать кого-нибудь посмотреть на Доэрти. Через несколько дней Брэдли позвонил Эдди Култер, который недавно был назначен главным скаутом «МЮ» в Северной Ирландии, сменив на этом посту Боба Бишопа, который открыл Беста и Нормана Уайтсайда.
«Единственной причиной, по которой я это сделал, было то, что я фанат «МЮ», — говорит Брэдли. – Я был бы очень рад видеть, как Эдриана подписывает «Арсенал», но очень хотел, чтобы он перешел в «Юнайтед». Из всех виденных мною игроков он был наиболее близок к Бесту, и я не мог поверить, что никто из «Юнайтед» не видел его. Я сказал Эдди Култеру: «Этот парень перейдет в «Арсенал», если вы не будете действовать очень быстро». Он спросил, когда у Эдриана следующая игра. Как выяснилось, он играл за Дерри и округ в Кукстауне через пару дней. Эдди встретил меня там. Через десять минут он сказал: «Мы должны подписать его как можно быстрее».
Не успел обрадованный Джимми Доэрти услышать новость от Брэдли, как сразу же получил звонок от Култера. «Мы перевезем его в Манчестер во время школьных каникул. Не подписывайте ничего с другими командами. Мы хотим видеть его в «МЮ».
В газете Strabane Chronicle ни у кого не было никаких сомнений. «Эдриан становится восходящей звездой», - гласил заголовок статьи летом 1987 года, в которой рассказывалось о том, что Доэрти, съездив на просмотр в «Ноттингем Форест» и «Арсенал», «снова отправляется в путь, на этот раз на «Олд Траффорд», дом знаменитого «Манчестер Юнайтед». Он даже согласился поделиться своими мыслями перед просмотром. «Мне тяжело сказать, какой клуб нравится мне больше, но, как фанат «МЮ», я чувствую, что должен подождать и посмотреть, что они мне предложат, прежде чем говорить или делать что-то еще», - цитирует его первое интервью газета.
Его отцу, Джимми - «скромному человеку, который не будет торопить сына с поспешными решениями» - удалось сдержать свое волнение. «Принимать решение будет Эдриан, но он согласен, что, прежде всего, стоит подумать о своем образовании», - сказал Джимми.
Эдриан принял все как должное. «Я был в его доме, когда услышал, что «МЮ» хочет подписать его, - говорит его двоюродный брат Шон Ферри. – Я был очень взволнован, но Эдриан был спокоен. «Да, я еду туда. Что подать к пудингу?».
Шон Дэвис, тренер Эдриана в команде Дерри и округа до 14 лет, находил эти качества Доэрти восхитительными, но иногда раздражающими. «Как тренер, я думаю, что он иногда был слишком мил, - говорит Дэвис. – Он был очень спокойным, просто невероятно. Я никогда не видел, чтобы он проявлял эмоции по поводу футбола. Другие ребята в раздевалке обсуждали разных игроков. Если Эдриан говорил, то говорил о музыке. Я думал: «Господи, ты понимаешь, какой у тебя потенциал?» Иногда приходилось подгонять его. Но на поле он был великолепен. Скорость, техника, обращение с мячом, две рабочие ноги, он был одним из лучших игроков, которых я видел за 30 лет тренерской карьеры. Как тренер, вы всегда говорите им быть агрессивнее: «Не дайте себя обойти». Но потом вы смотрите на них с точки зрения родителей: «Будь вежливым и милым». Эдриан был вежливым, стеснительным, но был отличным игроком. Не всем удается найти эту золотую середину».
Дэвис волновался, что характер Эдриана не даст ему засверкать на просмотре в «МЮ». «Я видел множество великолепных игроков, которые не могли проявить себя за неделю на просмотре», - сказал он.
Джимми и Джеральдин Доэрти очень заволновались, когда пришло письмо от Джо Брауна, директора «Манчестер Юнайтед» по развитию молодежи. Согласно письму, Эдриан должен был прибыть на тренировочную базу «Юнайтед» в Солфорде в понедельник, 10 августа, в 10:00. Здесь же упоминались занятия по плаванью, что вызывало беспокойство: Эдриан не мог плавать. К облегчению родителей, Браун оказался очень сговорчивым. Он сказал им, что это было стандартное письмо. Да, все меры будут приняты для того, чтобы встретить Эдриана в аэропорту. Нет, он, конечно же, не думал, что их сын, который пару раз в жизни покидал пределы Страбана, самостоятельно найдет дорогу на тренировочную базу в Солфорде. И, конечно, ему позволят не участвовать в занятиях по плаванью.
Родители Эдриана успокоились, когда узнали, что голкипер «Мурфилда» Майкл Нэш также поедет на просмотр в «МЮ». Нэш также сумел привлечь внимание Кутлера тем днем в Кукстауне. Вместе с этими двумя на просмотр ехал и молодой полузащитник из графства Антрим, который произвел впечатление на скаутов «МЮ», играя за «Баллимина» в Молочном кубке. Его звали Брендан Роджерс.
9 августа, в воскресенье, Роджерс, Нэш и Доэрти помахали своим взволнованным семьям и приготовились вылететь из Белфаста в Манчестер. Эти трое тоже немного нервничали. Как им сказали, кто-то должен был встретить их по прибытии. Как это сработает? Как они узнают этого человека? Что если он не приедет? Что они будут делать?
Глядя на трех неказистых мальчиков-подростков, бродящих по залу прилета, мужчина в возрасте под 70 пошел к ним навстречу. Он представился и вывел их на улицу. «Я не знаю, почему это мелькнуло в моей голове, но я подумал, что он был родственником актера Йена МакШейна, - говорит Нэш. – Я думаю, он когда-то играл за «МЮ».
В самом деле, водителя звали Гарри МакШейн, он был шотландским вингером, который играл под началом Мэтта Басби вместе с Роджером Бирном и Джонни Кэри в команде, которая выигрывала чемпионат в 1952 году, первый раз за 41 год. Он был неотъемлемой частью «МЮ», не только скаутом, но и, например, стадионным диктором в 60-х и 70-х гг. Он также был солдатом в Королевских военно-воздушных силах Великобритании во время Второй мировой войны, служил в Италии и Северной Африке. Он мог бы сказать этим трем впечатлительным парням из Ирландии, что его сын — знаменитый актер, которого они могли видеть на экранах своих телевизоров, но на самом деле Гарри МакШейн был намного большим, чем просто отцом «Лавджой».
Для Доэрти и особенно Роджерса, который был родом из деревни Карнлу, даже Дерри был большим городом. Белфаст был мегаполисом. Манчестер был чем-то большим. В следующие годы Доэрти стал восхищаться архитектурой (особенно ему нравилось здание центральном библиотеки, построенной в стиле неоклассицизма), но сейчас для трех молодых парней на заднем сиденье машины Макшейна Манчестер был каменными джунглями с пробками, огромным количеством людей и шумом. В Страбане всё было по-другому.
Все трое были доставлены в общежитие на Оклэнд Роуд. К счастью, у каждого была своя собственная комната. По вечерам они ужинали с такими же парнями со всех уголков страны. Никто не ел много, активного общения также не наблюдалось. Первый раз в своей жизни эти молодые парни чувствовали себя профессионалами. Три парня из Северной Ирландии были самыми тихими. По словам Нэша, в них быстро распознали иностранцев, поэтому они просто держались вместе.
Роджерс вспоминает, что Алекс Фергюсон был там для того, чтобы встретить всех претендентов на место в стартовом составе в первый день. «На тот момент сэр Алекс был в команде только год или около того, но даже тогда меня впечатляла его заинтересованность в молодых игроках. Казалось, что он присутствовал каждый день на тренировках как основного состава, так и молодежной команды».
Присутствие Фергюсона вызывало всегда буйную реакцию молодежной команды, но, в первую очередь, ребятам необходимо было впечатлить Брайана Кидда, который был вновь приглашен поработать в команде вместе с Нобби Стайлзом. Для десятка мальчиков, собранных со всей Британии, задача была проста: ловить момент и пользоваться шансом. В отличие от Нэша и Роджерса, большинство мальчишек уже бывали на просмотрах в других командах, а некоторые, как Доэрти, и вовсе имели предложения от некоторых клубов. Но это «Манчестер Юнайтед». Здесь можно увидеть ребят из Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии и Ирландской Республики. Каждый мальчик из этих стран, которых находит тот или иной скаут команды, является молодым и перспективным игроком, который получает шанс показать себя только в разгар школьных каникул. В данный список включались также и звезды из школьных команд Англии и Шотландии, для которых это также является серьезным шагом вперед.
Шон Дэвид боялся, что Доэрти может перестать развиваться в Манчестере, однако в то утро не было даже тени подобного – он был полностью готов. Нэш вспоминает: «Эдриан играл во много раз лучше каждого, и это несмотря на то, что играли тогда против английских гимназистов, которых тренировали профессиональные тренеры с тех пор, как им исполнилось 11 лет. У нас же не было ничего подобного за плечами, однако это не помешало Эдриану быть лучшим на поле».
«Он был одним из тех, кто действительно мог заинтересовать, - Брайан Кидд вспоминает свои первые ощущения от игры Эдриана Доэрти. – Невероятно талантливый парень. Мог делать на поле, кажется, все. Неплохой удар, мог играть по всей бровке. Превосходно контролировал свой собственный темп. Особенно впечатляла стартовая скорость, когда на первых 10 ярдах он просто вспышкой проносился мимо своих соперников. И это не только скорость, нет-нет. То же самое касается и бега с мячом. Он мог вывести из равновесия каждого соперника, будь то защитник или полузащитник. А ведь это как раз было время, когда «Манчестер Юнайтед» собирался делать ставку на фланговых игроков».
Фергюсону, Кидду и другим тренерам определенно очень понравилось то, что они увидели. Нэш вполне был уверен, что уже после первой тренировки им нужно заполучить этого парня себе в команду.
После тренировок всех ребят отправили на «Олд Траффорд» на экскурсию – посетить раздевалки, огромные бани, зал заседаний совета директоров, трофейную комнату, поля сочного зеленого цвета – и даже на просмотр очистительных труб, что скрываются за задними воротами «Стретфорд Энда». В отличие от «Арсенала», четырьмя месяцами ранее у «Манчестер Юнайтед» не было возможности сводить мальчиков на матч первой команды, так как сезон еще не начался. Потому было принято решение отправиться на «Ивуд Парк», где «Блэкберн Роверс» играл против «Уиган Атлетик» в финале предсезонного турнира, который носит название Lancashire Manx Cup. «Блэкберн» победил в серии пенальти, но игра проходила мимо Доэрти. То же, в значительной степени, касалось и тура по «Олд Траффорд». По его ощущениям, он прибыл сюда играть в футбол и показать, насколько он хорош в этом. Остальные вещи его интересовали меньше. В то время остальные дети смотрели на все с широко открытыми глазами, но в случае Доэрти опыт посещения матча на «Ивуд Парк» не показал Эдриану ничего, что могло бы его склонить в пользу «Юнайтед». Игра в Блэкберне, в глубинке страны, не несла под собой ничего важного.
В четверг утром семья Доэрти получила новости, на которые они так сильно рассчитывали. Фергюсон лично позвонил им и сказал следующее: «Мы видели, как играет ваш ребенок, и хотим предложить ему контракт, – сказал он Джимми Доэрти. – Когда мы просматриваем молодых игроков, то обращаем внимание на то, в каком аспекте они проявляют себя лучше всего, что выделяется – скорость, личные качества, сила, техника, видение поля и так далее. Эдриан хорош во всем, что является большой редкостью. Мы знаем, что другие команды хотят также заполучить его к себе, однако я считаю, что «Манчестер Юнайтед» - наиболее подходящие место для него».
И если в семье Доэрти такая новость была поводом для настоящего торжества, то для Эдриана она ничем удивительным не стала, он ждал подобного уже тогда, когда держал путь домой из Манчестера. Он прошел через все возможные испытания в своем возрасте – со школьной командой, с местными командами, с «Мурфилдом», с «Ноттингем Форест», с «Арсеналом». С чего бы это в «Манчестер Юнайтед» должно было быть как-то иначе?
В это же время, для двух друзей Эдриана все было не настолько очевидно. Приближался последний день просмотров. Роджерс знал, что он показал себя с хорошей стороны, но не был до конца уверен, с какой именно наилучшим образом. Нэш, в свою очередь, понимал, что с каждой стороны показал себя достойно, но отрицал это. «После тренировки нас всех сопроводили в зал, где сказали, что мы были недостаточно хороши. Эдриану же сказали, что его взяли», - говорит голкипер.
«Когда мы вышли со стадиона, Брэндану нужно было время, чтобы побыть наедине с самим собой. Он был невероятно разочарован, так как очень надеялся и верил, что ему удастся проявить себя. Я тоже был разочарован, но, наверное, примирился с этим. Ведь я был здесь, тренировался с лучшими ребятами из Англии, Уэльса и Шотландии. Я думаю, что мне было ясно, что это просто не мой уровень. А вот с Эдрианом все было совсем иначе».
Для Нэша эта неделя в Манчестере была лучшим шансом для того, чтобы стать профессиональным футболистом. Роджерс же, в свою очередь, еще несколько раз пытал счастье на просмотрах в Манчестере, однако он так ни разу и не впечатлил руководство достаточно, чтобы те решили взять его в команду. В итоге он отправился в «Лутон Таун», первоклассный клуб, а чуть позже его подписал «Рединг», где он стал капитаном молодежной команды. Травма колена помешала ему стать футболистом основной команды, но уже в скором времени его карьера возобновится. Он станет отличным тренером молодежной команды, а уже после будет тренировать такие команды, как «Рединг», «Уотфорд», «Суонси» и «Ливерпуль». Он не уверен, что Фергюсон помнит его в годы, когда тот был совсем молодым – «маленькая тощая крыса», как описывает себя сам Брендан – однако шотландец наверняка помнит Эдриана Доэрти.
Для «Арсенала» было настоящим разочарованием узнать, что Доэрти сделал выбор не в их пользу. Отец Эдриана позвонил Пэту Райсу и сообщил о решении, что они выбрали «Манчестер Юнайтед», а не «Арсенал». То же касалось и «Ноттингема», хотя Лиам О’Кейн надеялся, что фактор Брайана Клаффа и домашняя атмосфера, как в Страбане, склонят чашу весов в их пользу. «Разумеется, мы были разочарованы, но что поделать. Ведь мы конкурировали с таким большим клубом, – вспоминает О’Кейн. – Держите нас в курсе все равно. Если что не получится, то вы знаете, какой номер нужно набрать».
Чем больше Джимми и Джеральдин Доэрти думали об этом, тем больше сомнений у них возникало. Ведь Эдриану только исполнилось 14 лет, а подобный шаг означал, что уже через 2 года он будет работать полноценно в системе «Юнайтед», что включает в себя, прежде всего, полноценный переезд в город. Они искали ответы у Джо Брауна, например, насчет размещения, попечения и других практических вопросов – в частности, продолжения получения образования сыном, когда тому исполнится 16 лет. Их утешил ответ, что продолжение образования возможно даже на самом высоком уровне. Браун даже отправился в Страбан, чтобы встретиться с ними, а также переговорить с директором школы Святого Колмана, который их заверил, что все визиты в Манчестер будут ограничены временем школьных каникул. Это был план «Юнайтед» для каждого новичка из Северной Ирландии, чтобы обучать молодых парней в их передовой школе в Белфасте. Но в случае Эдриана из-за дальнего расстояния эти поездки должны были сводиться к минимуму, чтобы не мешать школьным занятиям. Джимми Доэрти говорит, что Джо Браун – очень хороший человек, готовый ответить на все вопросы и развеять все появляющиеся сомнения. Да, все еще имелись опасения по поводу переезда Эдриана в Манчестер, когда тому исполнится 16, но родители думали, как и Джо Браун, что это шанс, от которого просто нельзя отказаться.
«Олд Траффорд», а вот и я!» – таков был заголовок газеты Derry Journal, который сопровождался фотографией Эдриана Доэрти и его отца с шарфом «Юнайтед» на заднем дворе их дома. Репортер Кейрон Туриш был так рад, что даже отодвинул на задний план свою любовь к «Челси», заявив, что Эдриан исполнил мечту каждого мальчика, став игроком такого гигантского клуба, как «Манчестер Юнайтед».
Туришу даже удалось уговорить Эдриана дать небольшой комментарий. «Здорово, что «Юнайтед» подписал меня. На прошлой неделе закончились тренировочные сборы, после которых я думал, что проявил себя достаточно хорошо. Фергюсон говорил с каждым игроком и сказал, что разговаривал с моим отцом, сообщив ему, что я достаточно хорош для «Юнайтед». Я просто на седьмом небе от счастья».
Октябрь 1987 года. Приближается конец первого и очень тяжелого для Фергюсона года в команде. В футбольной предматчевой программке он говорит о «тихой революции», которая уже в полном разгаре на «Олд Траффорд». Шотландец рассказывал о шагах, которые были предприняты для полного изменения молодежной системы. Теперь клуб ищет таланты не только на местном уровне – на котором, к ужасу Фергюсона, все молодые таланты уже были раскуплены «Манчестер Сити» – но и на междугороднем и международном уровнях, в том числе с помощью постройки новых школ в Белфасте и Дареме. Также Фергюсон говорил о Брайане Кидде и его возвращении, а также о новых базовых установках и акцентах на тренировках – «со скоростью и на большой скорости». «Я чувствую, что это очень важные изменения для команды, и надеюсь, что мы сможем привести в команду очень интересных молодых людей, которые со временем могут стать игроками основной команды», – сказал Алекс Фергюсон.
Одним из таких игроков, заслуживших особого внимания, был Эдриан Доэрти. Фергюсон говорил: «Он подобен молнии. Он играет очень широко на правом фланге и является потрясающим открытием».
Редактура: Евгения Шестакова.
Перевод: Андрей Дружинин и Артем Сергеев.
18.09.2016 nickita.tulupoff
Огромное спасибо за еще один отрывок книги про Доэрти! Всегда с нетерпением жду продолжения!
ответить