От иконы Лидса до любимца Стрэтфорд Энда менее чем за год – встречайте интервью Алана Смита, в котором он расскажет, как завоевать расположение болельщиков и как влиять на людей…
Первое впечатление от личной встречи с Аланом такое же, как и от его игры – меньше слов, больше дела. Быстро вошел в комнату, сказал «Привет», смотря прямо в глаза, крепкое рукопожатие и сразу сел, показывая готовность к интервью. Ничего лишнего.
Но интервью выявляет в этом прямом и откровенном человеке множество противоречий. Он всеми путями стремится избегать внимания прессы – много уговоров потребовалось, чтобы сделать это первое большое интервью с ним с того момента, как он перешел в Манчестер. Несмотря на это во время разговора он совершенно расслаблен и даже довольно остроумен. Алан рассказал, что особо сильного желания быть футболистом он не испытывал (как-то это не вяжется с тем человеком, что мы видим на поле). Так что после этого заявления многогранность его характера уже не является удивительной.
Еще лишь девять месяцев назад этот пожизненный болельщик Лидса был героем на Элланд Роуд. Многие манчестерцы сомневались, что Алан принесет с собой в МЮ ту страсть, что он демонстрировал в игре за Лидс. Но эти сомнения быстро развеялись благодаря серии решающих голов и полной самоотдаче на поле. Даже самые яростные ненавистники Лидса впустили Алана в свои сердца.
Несмотря на множество несовместимых граней его характера, выявленных в ходе интервью, одна вещь известна точно: выходя на поле, Алан хочет побеждать и отдаст всего себя для достижения этой цели. Другими словами, он манкунианец по духу.
Ты был кумиром в одном из самых ненавистных болельщиками МЮ клубов. Несколько месяцев спустя ты уже один из их любимцев – как тебе это удалось?
Без понятия. Возможно, это всего лишь полная самоотдача. Мне кажется, что когда я только лишь приехал в настолько большой клуб, я испытывал тревогу, так как не знал, как все будет.
Перейдя к нам, ты обещал отдать всего себя – не это ли ключ к сердцам самых преданных болельщиков МЮ?
Я думаю, да. Я уверен, что футбольные болельщики – искренние люди, и многие из них простые рабочие люди. Так что если, выходя на поле, ты отдаешь себя на 100%, они это видят и довольны этим. Очевидно, что в таком клубе, как Манчестер Юнайтед, нужно иметь определенный уровень игры, а полная самоотдача – это лишь минимальное требование. Такое положение дел присуще далеко не всем клубам, но именно такое отношение к футболу воспитывалось во всех футболистах МЮ задолго до моего прибытия.
Удивляет ли тебя легкость, с которой ты вписался в команду?
Это была серьезная перемена в моей жизни. Но и приятная в то же время. Я лишь попытался ухватиться за шанс двумя руками. Сложно было решиться на такой переход, но как только я поговорил с тренером и принял решение, все остальные аспекты отошли на второй план.
Как теперь ведут себя болельщики Лидса, когда ты заезжаешь домой?
(улыбается) Подначивают, конечно, но в принципе, все с хорошим юмором. В действительности, сложнее всего с моими друзьями.
На самом деле, я думаю, люди не ожидали, что я перейду в Манчестер. Похоже, все считали, что мне дорога в меньший клуб. Жаль, если болельщики были рады увидеть мою спину, так как где бы я ни играл, я всегда стараюсь произвести впечатление. 13 лет я отдал Лидсу, и люди говорят, что я просто взял и ушел. Но ведь для меня этот переход тоже был болезненным. Надо понимать, что вся моя семья и все друзья болеют за Лидс.
А сейчас они желают тебе удачи, но надеются, что мы проиграем?
Нет, теперь все иначе, ведь команды находятся в разных дивизионах. Друзья желают мне только лишь лучшего. Мне даже кажется, некоторые из них готовы перейти на нашу сторону.
А когда ты в городе встречаешь наших болельщиков, подкалывают ли они тебя по поводу твоей привязанности к Лидсу?
Конечно! Никогда не забывают эту тему. У Манчестера и Лидса долгая совместная история, пропитанная ненавистью, но в футболе ненависть идет лишь на пользу матчам, увеличивает их зрелищность.
Насколько важно для тебя было забить столько голов в начале сезоне – пару очень красивых и еще несколько решающих?
Честно говоря, мне повезло, что в начале сезона несколько игроков было травмировано. Это дало мне возможность выходить в стартовом составе. Нет лучше способа узнать своих партнеров по команде, чем отыграть с ними полную игру. Только так возникает доверие и партнерство на поле.
Конечно, очень помогли предсезонные игры в Штатах. В тот момент я как раз только начал обустраиваться на новом месте, так что поездка мне очень помогла познакомиться с командой.
До прихода к нам ты представлялся скорее как упрямый и цепкий нападающий, нежели забивающий…
Ну, похоже, люди просто не понимали, что за свою карьеру я более ста игр отыграл в полузащите. Это, конечно, пагубно сказалось на количестве забитых мячей, но зато дало мне дополнительный опыт. Даже в Юнайтед я уже успел поиграть в полузащите.
Ты попал в стартовый состав с самого начала сезона. Не было для тебя неприятностью сесть в сентябре на скамейку, как только Рууд оправился от травмы?
Нет, совершенно нет. Когда я подписывал контракт, я не ожидал сразу же попасть в основу. Тренер заранее сказал, что сразу я не буду много играть, и я с этим согласился. Так происходило и с гораздо лучшими игроками, так что мне нечего переживать. Тренеру лучше знать, что он делает, и все в клубе ему доверяют. Да и к тому же, с Рождества я не пропустил ни одной игры, так что мне был жизненно необходим перерыв.
Несколько раз выходя на замену, ты изменял исход матча. Сложно ли сохранить концентрацию, сидя на скамейке?
Ну, иногда это нелегко, когда тебя выпускают лишь на 10 минут, так как надо выдать столь много за столь малый промежуток времени. Но в такой ситуации ты, в отличие от уставших защитников противника, совершенно свеж.
Как в целом разнятся требования в МЮ от требований в Лидсе?
Очень сильно. Особенно показательна разница с последним моим годом в Лидсе. Тогда для нас было отлично выиграть две игры из пяти и постараться выцарапать где-нибудь пару ничеек. Здесь же от нас ожидают победы в каждом матче. Ехать зимой к Астон Вилле и Мидлсборо с расчетом на победу – вот в чем разница. Для этого я сюда и приехал – проверить себя и быть частью команды, могущей бороться за победу в Лиге Чемпионов.
В течение пары лет ты был главным игроком Лидса. Ощущаешь ли ты меньше давления в связи с тем, что находишься сейчас в команде звезд?
Да, конечно. В раздевалке я оглядываюсь и вижу вокруг себя игроков, способных изменить ход матча. Эти игроки заслуженно получают восторженные отзывы о своей игре, и многие из них выиграли множество трофеев. Я рад учиться у них. Я сыграл уже много игр, но мне всего 24, и я все еще хочу учиться и нуждаюсь в этом. И нет лучшего места для этого, чем Манчестер Юнайтед.
Ты видел обе стороны медали – согласишься ли ты с мнением, что другие команды повышают уровень своей игры в матче с нами?
Это правда. Если бы мы в Лидсе играли каждую неделю так же, как играли против МЮ, то у нас не было бы никаких проблем. Может Челси сейчас и выше нас в таблице, но я уверен, что каждая команда хочет обыграть нас больше, нежели их. Вот к чему я должен был привыкнуть, перейдя сюда: для каждого нашего противника игра с нами – не просто игра, а как будто финал кубка. Я был с другой стороны, так что знаю, о чем говорю.
Нравится ли тебе жизнь в Манчестере?
Ну да, здесь у меня своя квартира. Я холост, так что мне не требуется большой дом. В Лидсе я жил с мамой и папой, так что переезд - это довольно серьезный шаг для меня. Хотя иногда мне бывает скучно, в целом такая перемена мне нравится. Недалеко живет Даррен (Флетчер), и, поскольку он не умеет водить, я подрабатываю его шофером! Когда выпадают выходные, я езжу в Лидс навестить родителей и друзей, или они приезжают ко мне. В принципе, для моих мамы и папы эта перемена к лучшему, так как каждый в Лидсе знал, где я живу, и моим родителям было не спрятаться от футбола. Теперь у них гораздо более спокойная жизнь. Да и у меня тоже.
За сезон 2002/2003 ты заработал 12 желтых и 3 красных карточки. Как ты думаешь, нашел ли ты более правильный баланс между агрессией и совершенно необязательными карточками?
Ну, меня удалили в игре против Манчестер Сити, не очень удачно получилось, но ведь кроме этого у меня всего два предупреждения. Возможно, это было полезное удаление, так как я не думаю о возможных последствиях: если нужно сделать подкат, то я его делаю.
Когда ты был моложе, ты часто шел встык с очень массивными защитниками. Не боялся ли ты, что они на тебе отыграются?
А они и отыгрывались! Просто нужно с этим свыкнуться, ведь это часть игры.
Ты довольно напряженный на поле – а какой ты в обычной жизни?
Совершенно другой, совершенно! Только в спорте я такой. Да и в компьютерных играх тоже – я просто должен побеждать. А так я совсем другой. Мне кажется, это важно - отличаться от того, что ты есть на поле. Нельзя бегать со злостью весь день.
Ты ведь непьющий человек, да?
Абсолютно верно.
Это довольно необычно не только для футболиста, но и для молодого человека твоего возраста…
Я просто никогда не употреблял алкоголь. В юности я пробовал пару раз – всего лишь несколько глотков, вот и все.
Ты просто мечта тренера по физической подготовке. Как ты думаешь, отсутствие алкоголя в твоей жизни дает тебе физическое преимущество?
Может и дает. Но, думаю, в наши дни, с таким плотным расписанием и напряженностью игр, очень важно, чтобы игрок мог расслабиться и выпить немного. Это помогает отвлечься от футбола. У ребят ведь в действительности практически нет возможности выбраться куда-нибудь, отдохнуть. Теперь мы тренируемся почти каждое воскресенье, да также алкоголь запрещен за 48 часов до матча, так что когда появляется шанс погулять, мы стараемся быть все вместе и хорошенько отдохнуть.
Я помню, видел документальный фильм о молодежке Англии, где ты тоже был – так ты скажи, привиделось мне или нет, что якобы ты больше хотел ездить на BMX велосипеде, нежели играть в футбол?
(смеется) Да, было дело. Футбол совсем не «вставлял». Отец занимался мотокроссом, так что на нем я и вырос. С шести лет я ездил на мотоциклах, и до сих пор их люблю, но теперь не могу ездить на них из-за страховки. Затем, лет в семь, я сел на BMX. Я мог выполнять трюки, но мы ездили на время через препятствия. В восемь лет я стал чемпионом Британии по гонкам на BMX.
Так откуда же тогда взялся футбол?
Из школы, наверное. Там же все играют. Но я до сих пор люблю велосипеды.
Трудно поверить, что когда-то футбол не был твоей страстью, поскольку сейчас ты играешь так, как будто для тебя это самое важное на свете…
Так и было. Мне нравилось играть, но я не был ребенком, мечтающим стать футболистом. Я просто двигался дальше и дошел до молодежной сборной Англии. Забавно, что если бы у меня была возможность продолжать ездить на велосипедах на профессиональном уровне, то я этим и занимался бы.
Ты до сих пор выполняешь трюки на велосипеде?
Теперь уже нет. Но я смотрю мотокросс при любой возможности. Все друзья моего отца им занимаются, и как только я могу, я обязательно иду посмотреть на них. Никто вокруг не понимает, что я в этом нашел. Здесь всегда так: либо ты понимаешь, либо нет – никакой середины. У меня велосипеды в крови. Я вырос на этом.
В 1/8 Лиги Чемпионов мы попали на Милан. Ты и Рио играли против них в Лиге сезона 2000/2001. Какие у тебя воспоминания от тех встреч?
Очень хорошие, я хотел бы повторить те два результата (Лидс сыграл вничью 1-1 на Сан Сиро и победил дома 1-0). Это было большое достижение, и я надеюсь, мы сможем выступить не хуже. Если мы пройдем Милан, то у нас отличные шансы на победу в турнире.
Поднялся ли уровень твоей игры благодаря возвращению в Лигу Чемпионов?
Да, это высший уровень клубного футбола, и игра будет становиться только лучше, так как мы достигли стадии плей-офф. В групповой турнир все-таки попадают команды не высшего уровня. А теперь все становится гораздо сложнее, лучшие игроки показывают свой лучший футбол, и есть шанс проверить себя в игре против них.
А твои перспективы в сборной Англии улучшились после перехода в МЮ?
Думаю, да. Играя в таком клубе, по максимуму приближаешься к международному футболу. Имея в партнерах игроков такого высокого класса, становится легче попадание в сборную.
Квалификация на Чемпионат Мира 2006 выглядит неплохо – ставишь ли ты целью стать к тому времени основным нападающим сборной?
Конечно, да. Этого ведь хочет каждый. Хотя в сборной достаточно отличных нападающих, так что это будет трудновыполнимо. Я не был еще на турнирах такого уровня, но надеюсь, что в этот раз я поеду, и все закончится нашей победой.
Последние 12 месяцев были как бы переходными для клуба. Не кажется ли тебе, что только сейчас все начинает сливаться воедино?
Хотя я могу говорить лишь про нынешний сезон, но думаю, что так. По различным причинам – новые игроки, игроки, выезжающие на игры сборных – мы плохо начали сезон, но у нас много отличных молодых футболистов. Я уверен, что с помощью опытных ребят они помогут нам улучшить игру.
Наши ветераны, такие как Скоулзи, Гигзи и Кин, просто сияли в зимних играх. Многому ли от них учатся молодые игроки?
Если хочешь добиться чего-то в этой игре, то просто обязан учиться у более опытных игроков. Этих игроков я уважал еще до прихода в МЮ, и они не разочаровали меня. Кино, Гигзи, Скоулзи, братья Невиллы…. У них уже много трофеев, но они хотят больше. Это игроки, которых мечтаешь увидеть в своей команде, и я счастлив играть вместе с ними.
К несчастью для нас, Челси сейчас в отличной форме. Им нужно сильно оступиться, чтобы мы могли их догнать. Как команда собирается подойти к окончанию сезона?
Нам остается лишь побеждать. За последние пару месяцев мы не раз показывали прекрасную игру, и стремимся продолжать в том же духе. У нас впереди несколько важных игр, но мы ведь можем победить в них.
Насколько важно для тебя завоевать хоть один трофей в этом году?
Было бы неплохо хоть что-нибудь выиграть, а то у меня нет ни одного трофея. Если не считать, конечно, победу в турнире BMX. Все, что у меня есть футбольного, так это медаль Charity Shield, так что было бы здорово что-нибудь выиграть, тем более что у нас есть шансы во всех соревнованиях. Этот клуб создан для побед, и я счастлив быть его частью.
В первом интервью журналу United ты сказал, что пока не чувствуешь себя игроком Манчестера. А как обстоят дела с этим сейчас?
Теперь все наоборот. Благодаря игрокам и болельщикам я чувствую себя частью этой команды, этого великого клуба, и все мои ожидания сбываются. Надеюсь, в этом году мы сможем привезти домой несколько трофеев!
Перевод: Maxi
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.