В среду новый совладелец “Манчестер Юнайтед” сэр Джим Рэтклифф ответил на вопросы 13-ти журналистов британских и международных СМИ в лондонском офисе INEOS. Представляем вашему вниманию первую часть большого интервью.
- Было ли последнее десятилетие клуба достаточно болезненным для вас?
- Последние 11 лет были настоящим мучением, и это очень расстраивает, особенно если вы поддерживаете команду долгие годы. Но это футбол, не так ли? В нем всегда есть свои взлеты и падения. Я помню, что до прихода сэра Алекса ситуация в клубе тоже была не очень хорошей и, на самом деле, гораздо дольше - в течение 25 лет.
- Именно это является вашим стимулом для инвестиций? Превратить “Юнайтед” в тот клуб, каким он был раньше?
- По сути, вы просто хотите, чтобы ваш клуб был там, где должен быть. Это один из крупнейших клубов мира, и он должен показывать лучший футбол на планете, но он не делал этого уже 10 или 11 лет. Так что да, безусловно, это связано с решением сделать инвестиции.
- Есть ли у вас какие-то временные рамки для достижения этого успеха?
- Это не выключатель. Нельзя просто щелкнуть и изменить всё в одночасье. Мы должны быть осторожны и не слишком спешить, чтобы не свернуть туда, куда не надо, и пойти по верному пути. У нас есть две задачи: одна — долгосрочная, привести “Манчестер Юнайтед” туда, где мы хотели бы его видеть, но есть и более краткосрочная — получить максимальную отдачу от клуба в его нынешнем виде.
Если получится, мы бы хотели слышать гимн Лиги чемпионов на нашем стадионе в следующем сезоне, но основная задача заключается в том, чтобы в долгосрочной перспективе сделать все хорошо, правильно и тщательно. Так что это не будут мгновенные изменения, процесс займет два или три сезона. Мы должны попросить у болельщиков немного терпения. Я знаю, что в наши дни мир ориентирован на мгновенное удовлетворение потребностей, но в футболе дело обстоит немного иначе. Посмотрите на того же Пепа Гвардиолу в “Манчестер Сити”, ему тоже потребовалось время, чтобы создать команду.
Что нам нужно, так это хорошая основа для успеха, а это значит, что нам нужна правильная организационная структура. Нам нужно заполнить все ключевые роли людьми, которые являются лучшими в своем классе, 10 из 10. Очевидно, что у специалистов есть большой интерес к этим позициям, потому что это “Манчестер Юнайтед” - один из крупнейших клубов в мире, но это также является и одной из самых больших проблем, потому что вам нужно переместить этого гиганта из проблемной зоны на вершину футбольной иерархии.
В-третьих, вам необходимо создать динамичную и конкурентную среду. Временами это будет непросто, но это должна быть теплая, дружелюбная среда и поддерживающая структура - эти две вещи хорошо сочетаются друг с другом. В клубе, вероятно, не было ничего подобного в последние 10 лет. Если мы сделаем все эти три вещи правильно, тогда результат не заставит себя ждать.
- Как будет работать ваш миноритарный пакет?
- У нас действительно хорошие отношения с Джоэлом и Аврамом, которые на самом деле единственные из братьев и сестер Глейзер, которых мы знаем и с которыми встречались. Между нашими двумя сторонами существует достаточное доверие. И они, очевидно, очень довольны тем, что мы руководим спортивной частью клуба.
Теперь это будет очень спортивный клуб, в котором все будет зависеть от результатов на поле. Также очевидно, что мы будем присутствовать здесь, в Манчестере, тогда как семья Глейзеров находится довольно далеко. Конечно, у нас есть юридические соглашения, но я не думаю, что мы будем доставать их из нижнего ящика стола, пусть там и пылятся. Надеюсь, мы никогда не увидим эти бумаги. Так и должно быть, все должно быть основано на личных отношениях. Я уверен, что эти отношения будут развиваться хорошо, пока мы все делаем правильно.
Я бы также хотел добавить, что эта сделка, как вы знаете, была довольно сложной. На нашем пути мы встретили всевозможные препятствия, многие из них были связаны с хедж-фондами, SEC, американскими регуляторами и некоторыми проблемами, связанными с катарским влиянием и всеми подобными вещами. Очевидно, что это был тернистый путь в течение довольно длительного периода времени.
Глейзеры действительно с самого начала предпочитали катарский вариант – который в каком-то смысле был для них гораздо более простым, потому что они могли просто продать все это и преуспеть в финансовом отношении. Но они оставались с нами на протяжении всего процесса. Наше предложение было немного более сложным, но весь этот тернистый путь, которым мы шли в течение года, укрепил отношения между нами и другими акционерами. В трудностях всегда лучше узнаешь людей, чем когда все идет гладко.
- Вы всегда были уверены том, что все получится, или были моменты, когда вы были близки к тому, чтобы выйти из сделки?
- Да, это был долгий процесс, который снова и снова начинался с начала. Помню, на Гран-при Монако мы открыли бутылку очень дорогого шампанского и все праздновали победу. Это было в мае – но это был ложный рассвет, и после этого у нас было еще несколько ложных рассветов.
На этом пути нас ждало множество сюрпризов. Нет, их создавали не Глейзеры. Мы просто продолжали сталкиваться с проблемами, в том числе и от членов совета директоров, не являющихся исполнительными лицами.
- Как вы оцениваете масштаб вашей задачи? Вам будут противостоять клубы, за которыми стоят целые государства, и всё это в условиях финансового фэйр-плей и не лучшего нынешнего сезона. Насколько велик этот вызов?
- Не могу сказать, является ли это крупнейшим вызовом в моей карьере, но это, безусловно, самая сложная задача в футбольном мире, которую мы сейчас взяли на себя. Она настолько же огромна, как и этот клуб. “Манчестер Юнайтед” окутывает всю планету - где бы я ни оказался, я вижу там его влияние и его болельщиков. Всё это затрагивает огромное количество людей на планете, и исправить эту ситуацию непросто.
Нам нужно правильно понять многие аспекты этого клуба. И нам нужны правильные люди, которые будут делать правильные вещи в правильное время, и делать это хорошо. Это очень сложная проблема, и это удивительно, учитывая, что на футбольном поле находятся всего лишь 11 игроков, но за ними стоит огромная структура.
- Принципы INEOS говорят о том, что вы не любите терять деньги, но вы потратили так много на 27% акций клуба…
- Честно говоря, я никогда не задумывался, потеряю я на этом деньги или нет. Для меня это не вложения с целью прибыли. Целью было принять участие в процессе и оказать влияние на будущее “Манчестер Юнайтед”. Мне не интересно, потеряю я что-то или заработаю на всем этом. Конечно, я не считаю себя финансово глупым - вряд ли этот клуб когда-либо обесценится, я в это не верю - но это не совсем моя мотивация по жизни.
- Как вы думаете, что является главным стимулятором роста доходов в футбольном клубе?
- Тут всё предельно ясно - это футбол. Так что если мы добьемся успеха на поле, то и всё остальное приложится. Думаю, в последние 10 лет в “Манчестер Юнайтед” существовало такое мнение, что если вы действительно хороши в маркетинге и рекламе и зарабатываете много денег, то добьетесь успеха и на футбольном поле, так можете позволить себе большие траты. Но, думаю, это ошибочное убеждение. Это может работать в течение какого-то времени, но нужно быть крайне осторожным в этом плане, потому что, в итоге, всё это может привести к деградации бренда. А вот если мы добьемся успеха на поле, то и реклама никуда не денется, и мы много заработаем. Это гораздо более устойчивая схема.
- А что вы ответите на вызов клубов, за которыми стоят целые государства? Сейчас считается, что с ними невозможно справиться.
- Я с этим не согласен. Во-первых, государство помогает лишь в некоторой степени, но ФФП существенно ограничивает эту степень, не так ли? В конечном счете, речь идет о том, насколько успешен клуб, потому что это определяет ваш ФФП, и с ФФП вы должны управлять клубом в пределах своих возможностей. Совершенно очевидно, что это означает, что крупный клуб по определению должен быть более успешным, чем клуб поменьше, потому что вы можете тратить больше денег и набирать новых сотрудников.
- Насколько ФФП является проблемой для “Юнайтед”, особенно в преддверии лета?
- Во-первых, ФФП стал новым аспектом управления футбольным клубом, и это действительно важный аспект - вам придется подумать о том, как можно распорядиться ФФП с пользой для клуба. По сути, он учитывает ваши предыдущие расходы, а клуб потратил довольно большие деньги за последние пару сезонов. Так что это действительно повлияет на нас в будущем, потому что была потрачена большая часть отведенных финансов. На данный момент я не знаю полного ответа на этот вопрос. Очевидно, что всё связано как с продажами, так и с покупками, и поэтому нам нужно обдумать всё это задолго до летнего окна. Но нет никаких сомнений в том, что эта история повлияет на летние трансферы.
- В последние недели пресса активно связывает вас с назначением Дэна Эшворта. Справедливо сказать, что это может быть шагом к реальному прогрессу в области продажи и покупки игроков?
- В современном футболе рекрутинг имеет решающее значение. «Манчестер Юнайтед» явно потратил много денег, но дела у клуба идут не так хорошо, как у некоторых из конкурентов. Поэтому я и говорил о том, что нам нужно быть лучшими в своем классе во всех аспектах футбола, а рекрутинг тут явно стоит на первом месте.
- Что вы думаете о том, как проходил процесс подбора игроков при нынешнем тренере? Кажется, что он имел большое влияние на этот процесс.
- Вряд ли мы сейчас получим какую-то пользу из обсуждения дел минувших. Я думаю о том, чтобы нанять правильных людей, которые будут работать в будущем. Я ничего не могу поделать с тем, что было в прошлом, так что мы думаем только о том, чтобы стать лучшими в рекрутинге. А для этого нам нужны правильные люди.
- На сколько рассчитан план того, чтобы стать лучшими во всех аспектах? Потребуется 5 или 10 лет?
- Нет, это не десятилетний план. Если бы пришлось ждать 10 лет, у фанатов закончилось бы терпение. Но трехлетний план у нас есть. Неразумно думать, что уже в следующем сезоне мы будем играть так, как играл “Сити” против “Реала” в прошлом году. Если мы дадим людям ложные ожидания, это закончится разочарованием, поэтому ключевым моментом является траектория нашего движения. Мы хотим, чтобы люди видели, что мы добиваемся прогресса. В 2028-м году клубу исполнится 150 лет, и если наш путь приведет к хорошим результатам в эти сроки, мы будем счастливы. Превратить нынешний “Манчестер Юнайтед” в лучшую команду мира непросто.
- Целью является выиграть Премьер-лигу, а затем и Лигу чемпионов?
- Конечная цель “Манчестер Юнайтед” – и так должно быть всегда – состоит в том, чтобы мы боролись за Премьер-лигу и Лигу чемпионов. Это один из крупнейших клубов в мире. Есть шесть крупнейших клубов Европы – три на северо-западе Англии, два в Испании и один в Германии. “Юнайтед” должен быть в этой маленькой группе, но мы достаточно давно не соответствуем этому уровню. Мы должны бороться за победу в Премьер-лиге, и если этого не произойдет, грош цена всем усилиям.
Продолжение следует.
Беседовал: Адам Крафтон / The Athletic
Перевел: Дмитрий Коськин / ManUtd.ru
23.02.2024 Ramali
6 крупнейших клубов Европы... а может больше всё таки? А то застрял в 90-х походу
ответить
26.02.2024 Marat1976
Дмитрий, спасибо за перевод!
Дай Бог, чтобы всё задуманное свершилось!
ответить
3.03.2024 alexa
Отличный перевод. Спасибо, Димм.
ответить