Шестьдесят лет назад молодая бортпроводница, не понимая, что происходит, аккуратно сделала шаг, выбравшись из фюзеляжа только что разбившегося самолета.
Розмари Чевертон невероятным образом не получила ни царапины в катастрофе, которая унесла жизни 23 человек, среди которых были восемь футболистов из числа «Малышей Басби».
Сегодня она, как полагают, остается одной из шести оставшихся в живых пассажиров BEA 609 и, по её словам, она также четко, как и шестьдесят лет назад, видит тела, разбросанные по заснеженному полю аэропорта.
Розмари сейчас 85 лет, и она не очень любит рассказывать о тех событиях даже членам своей семьи. И сейчас, беседуя с корреспондентом The Mirror, она даже не упоминает о собственном героизме, когда она вместе со своей коллегой Маргарет Беллис помогала тем, кто выжил после крушения.
Защитник «Юнайтед» Билл Фоулкс, оказавшийся в числе выживших, вспоминает: «Бортпроводницы вели себя просто невероятно! Одна из них помогала людям, не замечая, что потеряла свои туфли, и не обращала внимание на замерзшие ноги».
Той бортпроводницей была Розмари.
Ей было 25 лет, когда она пришла в авиакомпанию British European Airways и стала одним из шести членов экипажа двухмоторного самолета Airspeed AS.57 Ambassador класса Elizabethan. Именно этот экипаж должен был доставить команду «Манчестер Юнайтед» в Югославию на матч с белградской «Црвеной Звездой».
«Когда я узнала, что мне предстоит быть стюардессой на рейсе с футбольной командой, мне было немного неловко об этом думать, - рассказывает Розмари. - Но они оказались очень вежливыми и совсем юными ребятами. Мы взяли их на борт в Манчестере и отвезли в Югославию. Мы остались в Белграде и пошли на матч поболеть за команду, несмотря на жуткий холод».
«Они все были хорошими молодыми людьми, вели себя сдержанно и иногда разыгрывали партию в карты. Мы были на полпути домой, когда произошла трагедия».
Экипаж Elizabethan состоял из капитана, второго пилота, радиста, стюарда и двух бортпроводниц. Самолет с 44 пассажирами на борту приземлился в Мюнхене для дозаправки и дважды пытался взлететь в сложных погодных условиях, перед тем как третья попытка обернулась трагедией.
«Я сидела в кабине летчиков. Обычно на самолетах типа Elizabethan в салоне находились только двое бортпроводников, но так как это был чартерный рейс с баром, к экипажу добавили ещё одну стюардессу. Поэтому я сидела в кабине пилотов на откидном кресле, стюард находился в задней части салона, а вторая бортпроводница находилась за стенкой кабины в камбузе, я её не видела».
«Не скажу, что я сильно волновалась, так как была уверена в наших пилотах. Они были очень опытными летчиками - бывшими офицерами Королевских ВВС. Мы просто хотели поскорее оказаться дома, подальше от этой жуткой погоды и бесконечных попыток взлета».
Во время третьей попытки самолет разогнался, но не смог оторваться от земли и вылетел за взлетную полосу.
«Я почувствовала, что мы пробили забор, а затем поняла, что мы врезались в дом, - спокойно с небольшими паузами рассказывает Розмари. - Меня выбросило из кресла и из моих туфель, после чего мы остановились и наступила гробовая тишина. Я вышла в камбуз и увидела, что вторая стюардесса уже спускается вниз через разбитое окно двери. Она помогла мне выбраться этим же путем, и затем также спустились радист и один из пилотов».
Сверху слева направо капитан Джеймс Тейн и радист Джордж Роджерс, снизу слева направо бортпроводницы Маргарет Бэллис и Розмари Чевертон
Из членов экипажа спастись удалось самой Розмари, её коллеге Маргарет, капитану Джеймсу Тэйну и радисту Джорджу Роджерсу. Второй пилот, капитан Кеннет Реймент, оказался зажат в своем кресле и позднее скончался. Стюарт Том Кэйбл, который сидел в хвосте, погиб, как и практически все, кто находился в той части самолета.
Уже снаружи Розмари осмотрела дымящийся и горящий самолет. Левое крыло и хвост были оторваны, салон раздавлен и некоторые его части были объяты огнем. Часть тел была разбросана вокруг, а часть оставалась пристегнутой в своих креслах.
«Мы не могли заглянуть внутрь салона, так как часть его была раздавлена. Я знаю, что пилот всё-таки протиснулся внутрь и смог вытащить огнетушители, которым он и радист стали тушить пожар. Огонь был не очень большой, но мы только что заправились, так что они постарались в первую очередь предотвратить большой взрыв. Я была босиком, везде лежал снег, ноги замерзли, но я этого не чувствовала».
Двадцать пассажиров погибли сразу, трое умерли позднее от полученных ран. Среди погибших были восемь футболистов «Юнайтед», трое сотрудников клуба, восемь журналистов, два пассажира и два члена экипажа.
Одним из выживших был голкипер «Юнайтед» Харри Грегг, который сумел вытащить из горящего самолета двухлетнюю девочку и её мать.
«Я стояла близко к самолету, когда оттуда вышел Харри с маленькой девочкой на руках и отдал её мне. Я обняла её и стала ждать машину, которая уже мчалась со стороны аэропорта. Когда они приехали, я передала ребенка им. Вокруг меня лежали тела, часть их выбросило из самолета. Также на земле лежали вырванные кресла, в которых всё ещё были пристегнуты люди. Но все они были мертвы».
Во время полета Розмари болтала с журналистом Фрэнком Тейлором, который позднее перешел на работу в The Mirror, и он подшучивал над её девонширским акентом.
«Он весь полет называл меня «мисс Девоншир». После катастрофы я увидела, что он лежит раненый и отдала ему своё пальто. Рана была тяжелая, но он сумел выжить».
18 месяцев спустя Розмари эмигрировала в США, где она продолжила работу в авиакомпании и вышла замуж за фотографа Рональда Блэкели.
Первая встреча Розмари и Харри с момента катастрофы
В 2008 году она была приглашена на церемонию, посвященную 50-летию трагедии, где она впервые с 1958 года встретила Харри Грегга.
Грегг и сэр Бобби Чарльтон являются единственным футболистами, кто выжил в катастрофе и жив до сих пор. Розмари говорит: «Я никогда не забуду Харри. Он был таким молодым, но таким храбрым, он - настоящий герой!».
Теперь Розмари живет в Северной Каролине, но до сих пор помнит тех ребят, кто навсегда остались на взлетной полосе мюнхенского аэродрома: «Они были такими жизнерадостными и такими приятными молодыми людьми. Очень вежливыми и без всяких замашек знаменитостей - они были похожи на соседских мальчишек, которые гоняли мяч рядом с моим домом. Это была ужасная трагедия...».
Материал подготовил Пол Бирн / The Mirror
Перевел Дмитрий Коськин / ManUtd.ru
6.02.2018 avers
Страшно такое пережить!... Дай бог долгих лет жизни!
ответить
7.02.2018 Turyanchik68
Спасибо за перевод.
ответить
22.05.2018 Roney_Gol
Зато есть что помнить
ответить