Эксклюзив / Ферги о политике и футболе

Аластэр Кэмпбелл, творец победы Тони Блэра на выборах 1997 года, побеседовал со своим старым другом и давнишним приверженцем партии лейбористов сэром Алексом Фергюсоном о политике и футболе.
 
По шкале от одного до десяти оцените, насколько Вы политизированы.
 
Ну, думаю, десятку я бы поставил, если бы Вы спросили меня о футболе. А что касается политики… Я интересуюсь ей, я следую ей, я читаю о её истории и у меня четкие политические убеждения. Поэтому я поставлю семь с половиной.
 
Как думаете, где истоки Ваших политических взглядов?
 
Все идет от моего окружения и моего воспитания. Я рос в районе Глазго, где жил рабочий класс и всегда четко осознавал понятие «общность», когда люди и их семьи поддерживают друг друга. Я рос, веря в то, что партия лейбористов – это партия рабочего человека и до сих пор верю в это. Да, за свою жизнь я заработал много денег, но я работал в поте лица, платил налоги, и многое отдал своему делу. Мне кажется, что успех Тони Блэра, как лидера партии, доказал, что лейбористы - это единое и мощное движение.
 
Как вы думаете, спорт и политика могут чему-то научиться друг у друга?
 
Я читал много исторических хроник и в большинстве книг по истории вы не найдете ни единого упоминания о спорте, но учиться можно на чем угодно. Например, я очень многое взял из книги об Аврааме Линкольне, которую Вы мне присылали прошлым летом.
 
Да, она называлась «Команда Соперников»…
 
Не скажу, что я всю её разобрал на цитаты. В ней много говорится о рабстве и гражданской войне, но на меня большое впечатление произвело то, как Линкольн смог объединить вокруг себя всех этих выдающихся личностей, многие из которых пытались помешать ему стать президентом, но он сумел заразить их своими идеями. Он занял президентское кресло, и это стало началом новой эры для их страны. Я – всего лишь тренер футбольного клуба, но мне тоже приходилось учиться искусству создания крепкой команды и управлению ей на всех уровнях.
 
Вы чувствовали, что в футбольном мире пора что-то менять, когда ещё играли сами или уже тогда, когда стали руководить командой?
 
Скажу так - я пришел в клуб в самом начале всех этих изменений, и мне удалось приспособиться к ним и помочь приспособиться своим футболистам. Я был здесь ещё до того, как футбольные агенты обрели свою власть, до того, как появилась свобода контрактов, до того, как клубы стали получать реальные деньги от телекомпаний. Часть моей работы заключается в том, чтобы помочь моим ребятам твердо стоять на ногах в таких условиях. Я вдалбливаю в них то, что нужно серьезно относиться к своей работе и только тогда они смогут преодолеть все преграды, достигнуть вершины и не упасть с этой высоты.
 
А слава и деньги не меняют игроков в худшую сторону?
 
Ну, может быть кого-то и меняют, но посмотрите на Пола Скоулза, Райана Гиггза или Гари Невилла. Они настоящие профессионалы, которые смогли справиться со своим звездным статусом. И молодые парни смотрят на них и тоже учатся этому. И работа тренера как раз и состоит из того, чтобы вытащить из этих ребят лучшее и думать о будущем команды.
 
Вы уже определили для себя дату ухода на пенсию?
 
Ещё нет. Сейчас мне 67 лет и чувствую себя хорошо. У меня до сих пор есть желание работать, и я полон энергии. Я уже 22 года в этом клубе, но до сих пор с нетерпением жду каждой тренировки. У меня до сих пор бегут мурашки от волнения, когда наш автобус прибывает на стадион перед большим матчем или когда я смотрю на нашу потрясающую молодежь, вроде бразильских близнецов да Силва.
 
Ну и всё таки… Ещё год? Два?
 
Ну где-то так. Посмотрим.
 
Я считаю, что Вашей последней игрой должен стать финал Лиги Чемпионов на «Уэмбли» в 2011 году. А потом Вы будете спокойно готовить нашу сборную к Олимпиаде – 2012.
 
Посмотрим. Вообще, я поддерживаю идею общей олимпийской сборной, только если это не скажется на интересах небольших независимых государств Великобритании.
 
Как Вы считаете, какой на данный момент счет в противостоянии партии лейбористов и партии консерваторов?
 
Ну, я так понимаю, результаты опросов не очень радуют. Конечно спад популярности – не самая лучшая вещь, если выборы уже не далеко. Думаю, сейчас «тори» (прозвище консерваторов – прим. переводчика) на одно-два очка впереди. Но, не думаю, что всё кончено. Я не слышу, чтобы много людей говорило о том, что хочет вернуть консерваторов к власти.
 
Что скажете насчет Гордона Брауна?
 
Я думаю, что он проделал хорошую работу в качестве премьер-министра. Я знаю людей, которые говорят, что он прямолинейный шотландец, что он не обладает харизмой Тони Блэра и прочие вещи, но лично я считаю, что сейчас стране необходимо немного этой шотландской прямолинейности.
 
Назовите лучшего футболиста, которого вы когда-либо видели.
 
Пеле, Ди Стефано, Марадона, Круифф
 
Лучший тренер?
 
Джок Стейн
 
Кто сможет Вас заменить? У Вас есть мнение на этот счет?
 
«Юнайтед» - это большая семья. И я думаю, что меня захотят привлечь в качестве какого-нибудь посла клуба после завершения карьеры. Если они спросят моё мнение, я его выскажу, но я никогда не буду выступать в качестве серого кардинала.
 
Ну, и всё-таки, кого Вы видите на своем месте?
 
Я ещё никуда не ухожу.
 
Ваша реакция на высказывания Бенитеса?
 
Это необъяснимо. Я до сих пор не могу понять, о чем он говорит. Мне до сих пор интересно - думал ли кто-то в правлении их клуба или его игроки, что эта эта речь – хорошая идея.
 
Кто лучший тренер Премьер Лиги (естественно, исключая Вас)?
 
Я бы назвал Арсена Венгера, Дэвида Мойеса и Мартина О'Нилла.
 
Назовите лучшую команду «Юнайтед», исключая игроков, которых тренировали Вы.
 
Проблема в том, что в «Юнайтед» играло столько великих игроков, что очень сложно составить одну единственную команду.
 
Ну, назовите две команды…
 
Ну, хорошо. Безусловно, два лучших голкипера – Шмейхель и ван дер Сар. Это два вратаря высочайшего класса. Крайние защитники – Денис Ирвин, Гари Невилл, Эвра и ещё назову наших братьев да Силва, эти парни – просто нечто. Центральные защитники. Скажу - Стам, Брюс, Фердинанд и Паллистер. Что касается полузащиты… главное никого не забыть… Безусловно, Брайан Робсон. Рой Кин, Скоулз. Гиггз – вот уж кого никогда не забуду поставить в состав моей лучшей команды. Роналдо и Кантона – тоже из этого разряда. Ну и конечно сложно забыть о Дэвиде Бекхэме. Нападающие. Тут можно долго перечислять – ван Нистелрой, Коул, Йорк, Сульшер, Шерингем. Ну и Уэйн Руни. Если бы я забыл назвать его, мне бы пришлось высылать Вам поправки по электронной почте. Боже, когда я перечисляю всех этих парней, то поражаюсь, с какими выдающимися игроками мне довелось работать.
 
Самое большое достижение?
 
Требл 1999 года и особенно наш камбэк в матче с «Баварией» в Барселоне.
 
Лучший гол, забитый «Юнайтед» под Вашим руководством?
 
Гол Гиггза «Арсеналу» на «Вилла Парк» (полуфинал Кубка Англии – 1999). Это что-то из разряда инопланетных явлений.
 
Самая большая ошибка?
 
Продажа Япа Стама. Без вопросов.
 
Главное разочарование?
 
То, что я не заполучил Газзу. Он был невероятным футболистом и мог бы сделать у нас фантастическую карьеру.
 
Сможете ли вы завоевать все пять трофеев в этом году?
 
Нет.
 
Серьезно?
 
Что касается кубковых матчей - необходимо, чтобы команда сыграла на пике возможностей. Но и этого может не хватить, нужно очень много удачи, а сохранить это сочетание во всех соревнованиях малореально. Единственно, что я могу сказать – это лучшая команда, которая у меня когда-либо была. В каждой нашей игре сейчас я чувствую себя уверенно. Сейчас нападение любой команды боится нашей защиты, а любая защита соперника боится нашего нападения и полузащиты. Это конечно внушает определенные надежды, но всё равно я думаю, что пять трофеев сразу – это чересчур.
 
Перевод: Дмитрий Коськин / ManUtd.ru
Обсуждение

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.

Новости английского футбола
  • Манчестер
  • Украина
  • Беларусь
  • Израиль
  • Калининград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Самара
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Актобе
  • Астана
  • Новосибирск
  • Красноярск
  • Иркутск