Что для вас значит этот титул?
Это большое достижение. Последние два или три года я постоянно говорил себе: «Черт возьми, теперь тебе нужно набрать 90 или 91 очко, чтобы выиграть Лигу». Это ужасно много, по сравнению с теми 84-мя, которые позволили нам завоевать титул в 1993 году. Был один год – 2000 – когда команда закончила сезон на победной отметке в 91 очко, но чего нам это стоило! Сейчас мы уже набрали 89 и можем закончить с 92-мя.
В течение последних трех лет вас, конечно, не раз спрашивали, по силам ли вам выиграть Премьер Лигу снова. Как вы реагировали на такие вопросы?
Я не новичок в футболе и прекрасно понимаю, что это, так сказать, часть игры. Если вы не справляетесь с возложенными на вас обязанностями, то вы становитесь объектом критики. Да, нам приходилось принимать поворотные решения, менять состав команды, и это было непросто, потому что отношения с игроками зачастую из профессиональных перерастали в дружественные, как, например, с Филом Невиллом и Ники Баттом. И мне было ужасно тяжело расставаться с такими ребятами. Я не раз задавал себе этот вопрос: «А может, он еще поиграет сезон?» Но команда – это организм, который требует развития. И когда ты принимаешь какое-либо ответственное решение – нужно думать, прежде всего, о клубе, а не о своих личных интересах.
Как в случае с Роем и Руудом?
Да, Рой, конечно, имел огромный авторитет в команде…(длинная пауза). А вот что касается Нистелроя – тут вряд ли речь шла о каком-то важном для клуба решении.
Сейчас, на ваш взгляд, атмосфера в команде улучшилась?
Есть такое понятие – командный дух, и в один прекрасный день я почувствовал, что моя команда стала одним целым. На протяжении всего сезона я наблюдал за ребятами и радовался тому, какая замечательная атмосфера царит в раздевалке.
А в прошлом сезоне у вас не возникало мысли о том, что все эти межличностные отношения, возможно, не ваша проблема?
Нет, ну что вы. Всё, что происходит в команде, касается и меня. Я понимал, что это вопрос времени: ребятам просто нужно было притереться друг другу. В команде много молодежи и, соответственно, много амбиций. Конечно, возникали серьезные проблемы, но с возвращением Пола Скоулза многие из них решились сами собой. Когда он вернулся в команду после 5-тимесячного отсутствия из-за проблем со зрением, у меня было такое ощущение, что мы подписали нового игрока. К тому же, Скоулз мгновенно нашел общий язык на поле с Майклом Карриком.
Как вы считаете, уход Ван Нистелроя повлиял на командный дух?
Не думал об этом.
А в начале сезона у вас было предчувствие, что в этом году всё получится?
Мы с самого начала пытались внушить игрокам, что главное – это хороший старт. В 2004 и в 2005 году «Челси» сразу же ушли в отрыв и сумели сохранить преимущество до конца гонки. Мы чувствовали, что в этот раз можем угнаться за ними. Но мы добились даже большего – мы сумели их обойти, хотя это было очень непросто, учитывая то, что «Челси» весь сезон дышали нам в спину.
Вы уже принимали вызов от «Блекберна», «Ньюкасла» и «Арсенала», но, похоже, «Челси» оказался самым трудным соперником?
Я бы сказал, самым упрямым. Они никогда не сдаются.
А какое место занимает этот трофей в ряду остальных ваших титулов?
Думаю, это самое большое достижение для клуба. Все-таки команда, в ее нынешнем составе, еще достаточно молодая, и думаю, у нее есть все необходимое для роста. Это её первое серьезное достижение, которое позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Вы наверняка заметили, как прогрессирует, к примеру, Неманья Видич. Я, вообще, считаю его лучшим центральным защитником в Англии. Мы давно мечтали о такой сильном дуэте, с того времени, как ушли Гари Паллистер и Стив Брюс. Было у нас несколько неплохих вариантов, но ни одна из них не дотянула до уровня пары Видич – Фердинанд.
Когда вы смотрели игры с участием «Челси» на протяжении их двух последних чемпионских сезонов, не было у вас ощущения, что победить их практически невозможно?
По правде говоря, да. Задача казалась трудновыполнимой уже при одной мысли о тех миллионах, которые стоят за «Челси». Но я подумал, что контракты с Андреем Шевченко и Микаэлем Баллаком нацелены, главным образом, на победу в Лиге Чемпионов. Поэтому я не очень переживал. Я сказал себе: «Будем надеяться, что они сосредоточатся на еврокубке, а нам оставят Премьер Лигу, и это было бы замечательно». Но они продолжали преследовать нас до самого конца. Отличная получилась гонка! Надеюсь, в следующем сезоне будет не менее интересно.
А какое место в ваших планах отводится Гиггзу и Скоулзу? Вы продолжаете рассчитывать на них?
Когда я смотрю на этих ребят, у меня абсолютно не возникает ощущения, что они достигли предела. Да, я спрашиваю себя: «Сколько они еще выдержат?» Но я вижу, что Гиггз, в свои 33 года, находится в отличной физической форме. У Пола другое телосложение, он более коренастый, но благодаря здоровому образу жизни, и у него все в порядке с весом и с фигурой.
Другими словами, какова вероятность того, что Райан останется в команде в следующем сезоне?
Стопроцентная. Он точно будет играть. Никто в английском футболе не выигрывал Премьер Лигу 9 раз. Это просто фантастический результат. Сегодня все в команде равняются на него.
Есть ли у кого-нибудь шанс повторить это достижение?
Ну, надеюсь, что это сделает кто-нибудь из «Манчестер Юнайтед»…только меня уже тогда в команде не будет.
В прошлом сезоне вы не внесли каких-то кардинальных изменений в состав команды, даже несмотря на уход Роя Кина. Почему?
В течение последних двух лет мы постоянно искали ему замену, но теперь мы поняли, что это просто невозможно. Рой Кин – один, и он незаменим. Нам повезло в свое время, когда Рой, с его уникальной харизмой, занял место Брайана Робсона. Но харизма – это редкое явление, и мы поняли, что на данный момент для усиления команды нам просто необходим хороший надежный футболист - такой, как Каррик. И несмотря на то, что Майкл начал сезон довольно сдержанно, в итоге он полностью оправдал наши надежды, став равноправным участником этой победы.
Сэр Алекс, признайтесь, когда много лет назад вы встали у руля «Манчестер Юнайтед», могли ли вы представить, что будете продолжать выигрывать трофеи и в 65 лет?
Никогда не задумывался об этом. Годы бегут, и вы не замечаете этого. Мне кажется, что мне все еще 58. Серьезно! И вдруг в один прекрасный день я открываю газету и узнаю, что мне уже 65, и я тогда спрашиваю себя: «Эй, старик, неужели тебе 65?» Боже, кто-то написал, что сегодня мне исполнилось 66. Иногда я задумываюсь над тем, куда утекли все эти годы. Но когда я сравниваю себя нынешнего с тем, каким я был 5-6 лет назад, то я не вижу существенной разницы, хотя она должна быть, потому что годы берут свое, в любом случае.
Сэр Бобби Робсон тренировал до 70 лет. У вас есть такие планы?
Нет.
Вы устали?
Степень усталости зависит от конечного результата. Вот в прошлом году я действительно устал. Я хотел только одного – поскорее уйти в отпуск и не вспоминать о футболе до начала следующего сезона.
А вы уже разговаривали с Жозе Моуриньо?
Вчера вечером я отключил телефон, а сегодня, когда проснулся, у меня было 75 новых сообщений. Возможно, там было сообщение и от него.
Дэниэл Тэйлор, The Guardian
08 Мая 2007
перевод: Наталья Ворожцова
источник: The Guardian
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.