«Манчестер Юнайтед» на этой неделе будет праздновать 50-летие участия клуба в европейских кубках, и никто не понимает значения этого события лучше, чем сэр Бобби Чарльтон. В своём эксклюзивном интервью Джеймсу Лоутону он говорит о смелом решении, которое точно характеризует его клуб.
Если вам случиться видеть сэра Бобби Чарльтона на «Олд Траффорд» на следующей неделе на праздновании 50 – летия выступлений «Манчестер Юнайтед» в Европе, простите ему рассеянный взгляд. Он будет делать нечто большее, чем просто смотреть матч и наблюдать за обменом протокольными любезностями, которые иногда случаются на подобных событиях. Он будет вновь переживать часть самых больших, самых счастливых и, не в последнюю очередь, самых печальных моментов своей жизни.
В основном, он будет путешествовать в футбольном времени; игрок, который с помощью своих товарищей по команде, таких как Дэнис Лоу, Джордж Бест и Нобби Стайлс сопротивлялся своему пути предначертанному ему судьбой. Он снова прочувствует боль и славу своей жизни, но на этот раз он будет частью шоу, которое продемонстрирует, как развивался футбол, и пришел к той точке, которая превратила его в религию.
Обозревая сегодняшний «Олд Траффорд» из шикарной ложи, он вспоминает, как первый раз выбежал на поле, которое было обрамлено шаткими трибунами, над которым плыл звук духового оркестра, и говорит: «Мне, как молодому футболисту, Европа дала всё, что нужно, чтобы реализовать свои амбиции и мечты, а потом Мюнхен на некоторое время всё это убил. Кажется, что это было всего несколько лет, но это не правда».
«Не правда, потому что, когда сэр Мэтт Басби боролся за то, чтобы играть в Европе, с противниками этой идеи из Футбольной Лиги, которые не пустили выступать там «Челси», ставших в предыдущем сезоне чемпионами, он действительно говорил, что вы не можете, не рискуя идти в будущее».
«Никто и представить себе не мог, что этот риск повлечет за собой потерю отличных молодых футболистов, которых он воспринимал как своих сыновей, и команды, которая как он верил, могла стать лучшей командой в мире. Все знают, что когда это произошло, он испытал ужасную боль и сомнения, и в какой-то момент он задался вопросом, а может ли он продолжать начатое дело. Он продолжил его, «Юнайтед» пошел дальше».
«Мне только очень жаль, что когда сэр Алекс и Марчелло Липпи выведут «Юнайтед» и сборную Европы на поле, я не смогу сидеть рядом с Басби и сказать ему: «Не этого ли вы хотели – большой стадион, заполненные до отказа трибуны и лучшие игроки – целое новое измерение».
Думаю, что он сказал бы что-то вроде: «Да, мой мальчик».
Для 68-летнего Чарльтона матч, в котором на поле выйдут Роналдиньо и Бекхэм это только один конец радуги, которая начала создаваться дождливым вечером 26 сентября 1956 года на «Мэйн Роуд», домашней арене «Манчестер Сити». «Юнайтед», который всё ещё ждал установки освещения на своём родном «Олд Траффорд», разгромил чемпиона Бельгии «Андерлехт» со счетом 10-0.
Чарльтон, который был на пороге своего 19-летия и дебюта в основном составе «Юнайтед», словно зачарованный смотрел за этим матчем с трибун в кампании своего старшего сержанта. Чалки Уайт привез его из армейского лагеря в Шропшире, в котором Бобби проходил свою военную службу, где раньше служил его друг и кумир Дункан Эдвардс.
«Это был влажный, холодный вечер, но действия парней были потрясающими»,- вспоминает Чарльтон. «Очень часто мы с Чалки обменивались взглядами и лишь бормотали: «Невероятно». Освещение было настолько слабым, что игроки вынуждены, были выступать в блестящих футболках, но футбол был ошеломляющий. Мы возвращались в свой лагерь в трансе. Я сидел и думал, что я очень хочу быть частью этого нового мира».
«Я знал, что такие игроки как Дункан и Эдди Колман, Томми Тэйлор и Роджер Бирн были хороши, но я не понимал, насколько они были прекрасными футболистами. Их было невозможно пройти, и на следующее утро за завтраком в лагере на слова всех этих скаузеров и джорджис, шотландцев и лондонцев, которые говорили: «ОК, видно это была ужасная команда, но вам придется нелегко, когда вы встретитесь с настоящим соперником», я лишь отвечал: «Почему нет, посмотрим».
А там было на что посмотреть. Прежде чем он оказался на трибунах «Бернабеу», и, открыв рот, смотрел за игрой Альфредо ди Стефано, демонстрирующего футбол, которого он никогда раньше не видел, Бобби совершил еще одно путешествие с Чалки. Эта поездка убедила Басби в том, что первый же его европейский тур может принести ему удачу. Тогда «Атлетико» из Бильбао проиграл 3-0. Тогда испанцы вместе со своими заклятыми противниками из мадридского «Реала» бились за чемпионство, как в Кубке, так и в Лиге.
Чарльтон вспоминает: «Это был первый классический пример того, как Мэтт Басби использовал свою философию при подготовке команды к важным матчам. Снова и снова он подчеркивал, что ключом к победе должно быть желание играть в свой собственный футбол, получая мяч и, прежде всего, понимание того, что в игре очень важно проявлять терпение».
«Сегодня иногда вы слышите, как комментаторы и эксперты говорят, что проигрывающая команда должна идти вперед, иметь игроков в штрафной площади и подобные вещи. Они конечно, должны это делать, но, прежде всего, им следует прилагать на поле все свои силы, сохранять остроту и придерживаться своей игры. Результат игры против «Бильбао» был превосходным, Джонни Берри забил решающий гол всего за шесть минут до конца матча. Это был превосходный проход».
Чарльтон впервые почувствовал вкус европейского футбола в матче против грозных соперников – Ди Стефано, Франсиско Хенто и Раймонда Копа в ответной игре полуфинала Кубка Европейских Чемпионов с мадридским «Реалом» на «Олд Траффорд».
Потерпев в первом матче поражение со счетом 3-1, Чарльтон с партнерами по команде в полной мере испытали на себе атакующие виражи Ди Стефано и великолепную скорость Хенто. После того как хозяева пропустили два мяча, «Юнайтед» сумел свести матч вничью 2-2, Чарльтон забил гол на последних минутах, что привело в восторг «Олд Траффорд», который, конечно больше думал о будущем, чем о настоящем.
«Мы верили в то, что у нас есть время, и, конечно мы обладаем потенциалом»,- говорит Чарльтон. «Но тогда никто, наверно, не ожидал Мюнхена. После того как это произошло, мы сплотились в память о тех парнях, которые погибли на той взлетной полосе. Однажды мы должны были выиграть Кубок Европейских Чемпионов».
На этом пути можно было обнаружить много талантливых игроков и игровых стилей. «Такие футболисты как Ди Стефано и Эйсебио занимают большое место в наших воспоминаниях»,- говорит Чарльтон, «но иногда я думаю о многих других талантливых игроках, которые возникали из ниоткуда и играли просто блестяще. Буквально перед самым Мюнхеном мы столкнулись с Драгославом Секуларачем из «Цверены Звезды». Никто никогда не слышал об этом маленьком цыгане из Сербии, но когда он начинал играть, мы знали, что у нас появилась большая проблема. Нас всегда ждали новые повороты, новые испытания. Именно это сделало Европу настолько привлекательной, и иногда я размышляю, о чем они думали в Футбольной Лиге, когда пытались не пустить нас играть там».
Чарльтон не считает сегодняшнюю Европу безупречной. Его волнуют некоторые интерпретации правил судьями, и он отмечает, что, несмотря на то, что английская Премьер Лига очень популярна на всем континенте, очень часто футбольные чиновники сопротивляются тому, что является неотъемлемой частью игры. Об этом можно только сожалеть.
«Европейские матчи проходят в очень захватывающей борьбе, но иногда я думаю жаль, что мы не можем сделать так, чтобы больше иностранных судей приезжали сюда, чтобы увидеть, что такое настоящий английский футбол. Иногда, когда судья принимает решение, я с ним не соглашаюсь, и говорю то же самое, что говорил, когда был игроком: «ОК, это европейский рефери. Он поступает не так, как наши судьи. Он не позволяет того, что позволяем мы и останавливает игру там, где мы её не останавливаем».
«Я думаю, что в данном случае, надо пойти по пути NFL в Америке, где официальные лица абсолютно признают власть рефери. В играх «Супер Бола» вы и представить себе не можете того, что произошло у нас в Кубке Лиги между «Челси» и «Арсеналом» или во время нашей игры с «Лиллем». Когда там рефери что-то говорит, его вердикт окончательный и обжалованию не подлежит, и конечно, именно так и должно быть».
Чарльтон полагает, что практически все изменения, которые пришли в европейском футболе, хороши для него. Хотя он и переживает по поводу судейства, но в целом полагает, что стандарты турнира значительно улучшились. «Некоторые переживали, когда представительство одной страны расширили до четырех клубов, но в результате мы получили намного более сильный турнир. Здесь больше нет слабых команд, и вы не видите результатов вроде 10-0. Ну и, и конечно, телевидение очень изменило мир. Стало меньше неожиданностей».
«В своё время нам казалось, что Ди Стефано пришел с другой планеты. Сейчас мы всё знаем о Роналдиньо и Месси прежде чем приезжаем играть против них. В нашей жизни не осталось больше танцующих сербских цыган. Но тут нет места фамильярности или того хуже презрению по отношению к сопернику. Посмотрите на этот турнир, любой из участников четвертьфиналов может выиграть его.
Сейчас, когда он смотрит с высоты суперсовременного стадиона, его взгляд задерживается на трибуне «Стрэтфорд Энд». «Сейчас там многое изменилось с тех пор, как я играл в своем первом европейском матче против мадридского «Реала», но поддержка осталась прежней. Уже тогда это было похоже на чудо, не говоря о сегодняшнем дне. Иногда ты мог очнуться в тот момент, когда забиваешь гол, и в голове проносились мысли: «Господи, откуда у меня взялся этот мяч? Как мы смогли отобрать его у мадридского «Реала»?». И тогда как раз в голову и приходили мысли, что это «Стрэтфорд Энд» своим дыханием гнал мяч к воротам соперника.
Это только один взгляд в историю европейских кубков. За их пятидесятилетнюю историю много чего произошло.
Друзья вспоминают минувшие дни европейских баталий:
Билли Фолкс, центральный защитник.
Играл во всех восьми матчах первой европейской компании клуба сезона 1956-57, включая победу над «Андерлехтом» по сумме двух матчей со счетом 12-0, когда клуб дошел до полуфинала.
«Честно говоря, до того пока мы не провели первый матч в европейском кубке, мы никогда не оценивали себя слишком высоко. Мы играли против нескольких ведущих команд Европы. Но как только мы сыграли с «Андерлехтом» со счетом 10- 0 в одной из первых игр, мы поняли, что можем идти по этому пути. До этого мы не проверяли себя в матчах против лучших команд, а лишь проводили летом несколько товарищеских матчей в Дании».
«В тот первый год мы проводили все свои домашние матчи на «Мэйн Роуд», потому что на «Олд Траффорд» не было освещения. Но даже тогда мы чувствовали, что это ведет европейский футбол вперед».
«Мой самый любимый момент в Европе, когда я забил гол в полуфинальном матче с мадридским «Реалом» в 1968 году. Я пробежал от нашей штрафной до штрафной соперников, чтобы забрать мяч. Похоже, они вообще не могли понять, куда я бегу. И победа в финале 1968 года, конечно, была невероятна».
«Были и плохие времена, такие как Мюнхенская трагедия, она не позволила нам пройти весь этот путь быстрее».
Денис Лоу, нападающий.
Был неотъемлемой частью великолепной европейской команды 60-х годов. Лучший футболист Европы сезона 1964-65. Пропустил финал Кубка Европейский Чемпионов -68 из-за травмы колена.
«Это было захватывающее время, чтобы просто побывать в таких местах, где вы никогда не были. В Берлине, мы видели КПП «Чарли» и Бранденбургские Ворота. Это нужно было видеть! Это всё равно, что перегородить стеной Торговую улицу в Манчестере, где на одной стороне есть всё, а на другой ничего».
«Будапешт, Лиссабон, Мадрид, мы побывали в нескольких удивительных местах и встречались с такими командами, как мой любимый мадридский «Реал», выходя на поле «Бернабеу» против таких игроков как Ди Стефано и Пушкаша».
«Поездки никогда не были простыми. После автокатастрофы 1958 года мы всюду летали только регулярными авиарейсами, были долгие путешествия через Амстердам, иногда с длинными поездками по железной дороге».
«Мой самый любимый европейский матч - это ответная четвертьфинальная игра Кубка Европейских Чемпионов -66 против «Бенфики», в которой мы победили 5-1. Но мы провели слишком много матчей в том сезоне, и ничего не выиграли. В то время у нас была хорошая команда, способная пройти дальше, но тогда этого не получилось».
Стив Коппелль, полузащитник.
Пришел в «Юнайтед» из «Транмере» в 1975 году и участвовал в двух европейских компаниях клуба 70-х годов - Кубке УЕФА 1976-77 (два раунда) и Кубке Кубков следующего сезона (два раунда).
«Я помню, что в сезоне 1976-77 мы играли с «Аяксом». Мы победили их, а затем встречались с «Ювентусом», что стало для меня настоящим разочарованием. Они применили против нас персональную опеку. В первой игре меня закрывал Марко Тарделли».
«Он применил против меня весь набор средств персональной опеки, тактики с которой я никогда раньше не сталкивался. Это был монстр. В ответной игре меня закрывал Клаудио Джентиле что было ни чуть не лучше. Дома мы победили 1-0. В матче на выезде на стадионе в Турине, они победили нас 3-0, и когда Марко Тарделли забил один из их голов, он побежал на круг почета. Я навсегда запомнил, что когда он пробегал мимо нашей скамейки запасных, где стоял проклинавший всё на свете Томми Догерти он остановил его и крикнул ему: «А кто тогда выиграл войну?». Это было нашим последним ответом».
http://sport.independent.co.uk/football/comment/article2344781.ece
Перевод: Dimm & PS18
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.