Эксклюзив / Интервью Стива Коппелля

 

«Рэдинг» последний в длинной череде клубов, которыми руководил Стив Коппелль, у него есть не очень много денег и большие амбиции, но уроженец Ливерпуля не впервой оказывается в такой ситуации.

 

Всего в 19 лет он ушел из «Транмир Роверс» в «Манчестер Юнайтед» Томми Догерти, продолжая учиться в ливерпульском университете, чтобы получить степень по экономике, а тренировался самостоятельно, чтобы не отставать на занятиях. Вскоре он занял место Вилли Моргана как постоянный игрок основного состава на позиции правого вингера и провел за «Юнайтед» в общей сложности 392 матча, включая 206 игр подряд с января 1977 по ноябрь 1981(что до сих пор остается клубным рекордом).

Однако, в 1981 году, «семерка» «Юнайтед» серьезно травмировал колено, в матче сборной Англии против венгров. Несмотря на три операции, он так и не смог полностью восстановиться, и вынужден был завершить карьеру игрока всего в 28 лет. Год спустя после ухода из «Юнайтед» ему предложили занять вакантную должность тренера «Кристалл Палас».  Возглавив клуб южного Лондона, он сначала вывел его в высший дивизион, где они потом стали третьими в сезоне 90/91,  и вышли в финал Кубка Англии в 1990, но затем для клуба настали трудные времена, и он потерял свою работу в 1993.

Он еще трижды возвращался на «Селхарст Парк», (в общей сложности на 33 дня), руководил «Манчестер Сити» и добивался успехов с «Брентфордом» и «Брайтоном» перед тем как в октябре 2003 возглавил «Рэдинг» с которым пробился в Премьер Лигу в 2006. Накануне матча «Рэдинга» с «Юнайтед» Коппелль оглядывается на свою карьеру на «Олд Траффорд»…

Каково было в 19 лет одновременно учиться и выступать за «Юнайтед» во втором дивизионе?

Это было невероятно. Мое сердце было у меня во рту каждую неделю – я лишь пытался ухватиться за свой шанс. Каждую субботу я играл на переполненном «Олд Траффорд», где бушевали 68.000 человек, а в понедельник утром отправлялся на учебные занятия и лекции в университет. Это была жизнь кого-то другого. Это было сумасшествие!

Трудно было совмещать одно с другим?

Это было огромным испытанием. В любой момент я мог не попасть в состав не только по причинам моей формы, но и из-за сложившейся ситуации. К счастью, Док (Томми Догерти) был достаточно силен, чтобы не пойти на это. Я думаю, в этом помогли хорошие результаты, но я тренировался самостоятельно, и это было очень трудно. Док очень хорошо ко мне относился, и я до сих пор ему за это благодарен.

Вы бы посоветовали юным игрокам закончить своё образование?

Как ни странно, моя степень по экономике вообще мне не пригодилась. Кроме того факта, и это покажется тщеславным, что люди думают, что я очень умен! Люди оказывают мне немного больше уважения, но есть большое количество умных игроков, которые не пошли по пути получения академического образования, что было сделано мной. Как только я подписал контракт с «Юнайтед» я сказал Догерти, что забираю документы из университета, чтобы сконцентрироваться на своём футболе, но он сказал: «Ни в коем случае, футбольная карьера коротка, а степень ты получаешь на всю жизнь».

 

Ваша учеба, кажется, никак не отражалась на карьере игрока. Вы гордитесь своим рекордом в 206 матчей подряд?

Я очень этим горжусь, потому что, по иронии судьбы, мне пришлось рано завершить карьеру. В то время, я мог гордиться своей готовностью к матчам, я по- настоящему следил за собой. За девять лет я не провел ни одной игры за резерв. Размышляя сегодня об этом, это наверно, единственный рекорд, который выдержит испытание временем,  потому что единственный игрок, который мог бы побить его – Питер Шмейхель этого не сделал.

«Юнайтед» и «Арсенал» стали непримиримыми соперниками… и каким большим разочарованием должно быть было для Вас проиграть им в 1979, особенно, проиграв финал «Саутгемптону» в 1976?

Поражение в финале-76 было трудно принять, потому что это была часть нашего «наивного периода» В то время я поверить не мог, что стану частью этого зрелища, которое я смотрел раньше на протяжении многих лет, и полагал, что мы можем их победить. Но этого не произошло. Мы застопорились, и у нас был всего один реальный шанс. Сначала я принял поражение. У меня была медаль, и я полагал, что сыграю еще в одном финале, но несколько недель спустя я вдруг понял, что такого шанса  снова у меня может никогда больше не быть.

Хотя Вы вернулись через год и победили в финале «Ливерпуль» …

После финала -76, Догерти сказал: «Мы вернемся сюда в следующем году и выиграем это». Мы подумали, что это была лишь его обычная бравада, но это, наверно, была та шпилька, которая вернула нас на «Уэмбли». Финал 1979 года был другим, мы проигрывали в два мяча и еле передвигали ноги. Но сумели вернуться в игру, сделав счет 2-2. Когда мы праздновали мяч, забитый Сэмом Маккилроем, и я уже представлял себе заголовки в газетах на следующий день: «Юнайтед» продолжал играть и победил в триллере». У нас появился импульс в этом матче, и я был убежден, что мы выиграем 4-2. Это лишний раз показывает вам, что футбол может быть удивительным, потому что мы так ни разу и не коснулись мяча снова!

Многие болельщики «Юнайтед» полагают, что при Секстоне Вы стали более осторожным игроком…., Вы согласны?

Игра большинства команд зависит от личности тренера. Догерти был бесшабашным, он любил, когда его команды атаковали без оглядки. Рон Аткинсон был таким же – все в атаку, атаку, атаку. Дэйв Секстон намного больше анализировал игру, и он немного больше нагрузил меня оборонительными обязанностями. Я думаю, что команда в целом стала играть намного плотнее.

О чем Вы жалеете больше всего из-за того, что были вынуждены закончить карьеру так рано?

 

Я вошел в тот возраст, в котором, наверно, был на пике формы. Когда Рон (Аткинсон) только пришел в «Юнайтед», я не думаю, что он меня оценил. Он пришел из «Вест Брома», где на позиции центрального защитника играл Дерек Стэттем. У меня никогда не было ощущения, что я действительно хорошо сыграл против Дерека- против него было очень трудно играть, и сначала, я думаю, что Рон был бы рад если бы я уехал. Он не поставил меня на дерби  на «Мэйн Роуд» а через неделю сказал, что один из клубов мной интересуется. Он сказал, что если я хочу, то могу уходить, но я ответил, что буду бороться за свое место в составе. К счастью,  мне удалось это сделать и думаю, что это вызвало в нем уважение ко мне. Мы лучше узнали друг друга и я начал показывать свой лучший футбол в команде. Потом я в течение двух лет боролся с травмой и это было самое печальное. Я боролся с ней несколько лет, но так и не смог победить.

 

Какие были ощущения, когда в финале Кубка Англии 1990 года Вы проиграли своему бывшему клубу, а болельщики соперника распевали на трибунах ваше имя?

 

Это было очень странное ощущение. Прежде всего, это было большим достижением для «Кристалл Палас». На каком-то этапе «Ливерпуль» победил нас в Лиге со счетом 9-0, и мы должны были играть с ними в полуфинале. В пути на эту игру я очень опасался за настрой своих футболистов - они обыграли нас со счетом 2-0  еще в одном матче чемпионата, так что у них были все шансы на победу. Но для нас это была хорошая возможность взять реванш за поражения, и в тот день наш план на игру сработал. Потом, конечно, игра с «Юнайтед» в финале была невероятной. Для меня это было воплощением мечты. Я думаю, мы играли вполне прилично и имели шансы победить,  в памяти всплывает то, что во время дополнительного времени мы выглядели лучше. Хотя когда я пересматриваю запись этой игры, мы были абсолютно разбиты!

Но Вы добились переигровки…

 

Переигровка была описана многими как обманутые надежды. Говорят, что моя команда, пинала «Юнайтед» и никто не бил мою команду. Я думаю, что мы просто были чрезвычайно эмоциональны в желании победить. К сожалению, это переросло в чрезмерно фанатичный стиль. Конечно, это не было классикой, и было  грустно пропустить гол от центрального защитника, но с моей точки зрения, тот сезон сложился успешно, прежде всего, потому что мы вышли в финал. Насколько я знаю, тот финал многое значил также  и для сэра Алекса.  Это было началом  потрясающего времени для него и клуба.

Вы обыграли «Юнайтед» в том сезоне на «Олд Траффорд», не так ли?

 

Мы играли с «Юнайтед» до их матча с «Ноттингем Форест» в Кубке Англии. Многие говорят, что эта игра могла стоить Фергюсону  работы. Мы обыграли их со счетом 2-1, и честно говоря, он выглядел потрясенным, и не знал куда деваться. Тем не менее, он остался джентльменом, был как всегда приветлив и пригласил меня на бокал вина после матча. Надо признаться, что я боялся за него, потому что «Олд Траффорд» это жесткое место, если дела идут не так как надо, и в то время на него оказывалось большое давление. Но как бы то ни было, он через это прошел. Они выиграли Кубок Англии и продолжали побеждать.

Вы удивлены тем, чего он достиг?

 

Надо сказать «да». Но он никогда не довольствовался тем, чего достиг, и именно поэтому был столь успешен. Он всегда закладывает основы для будущего.  На каком-то этапе ему было легко сказать: «Вот, теперь, я это сделал», но он обладает огромной мотивацией. По моему мнению, только одна вещь губит тренера- это поражения, но он проигрывает не слишком часто!

 

Вы поддерживаете контакт с кем-то из тех, с кем играли на «Олд Траффорд»?

 

Только по тренерской работе. Кен Мерретт- единственный человек, которого я сейчас знаю на «Олд Траффорд, и хотя я бываю там не слишком часто, меня всегда принимают хорошо. Я обычно делил комнату с Рэйем Уилкинсом,  и он, наверно тот, с кем я общаюсь чаще других, я периодически ему звоню, чтобы узнать, как у него идут дела.

 

Для Вас было странно менять на посту тренера «Рэдинга» Алана Пардью, игрока который выступал под вашим руководством в «Кристалл Палас» в 90-е годы?

 

Это была одна из причин, по которой я пришел в «Рэдинг». Я всегда поддерживал отношения с Аланом. Он - молодой тренер, у которого впереди большое будущее. Он знает, чего хочет и идет сейчас к своей цели. Я вспоминаю, как увидел его 13-летним мальчишкой, когда я только пришел в «Криистал Палас» Он тренировался вместе с Ричардом Шоу, и я сказал, что это будущее нашей команды!

Вы играли  в «Юнайтед» при Дэйве Секстоне, Роне Аткинсоне и Томми Догерти… на кого из тренеров Вы похожи больше всего?

 

Одна вещь, которую я для себя уяснил, когда начал работать тренером, это то, что ты не можешь никого копировать в своей работе, и если вы поступите так, то долго не проработаете! Ты перестаешь быть самим собой, потому что вас рассматривают под микроскопом. Ты не можешь продолжать отделываться отговорками, и на первое место выходит твоя индивидуальность. После нескольких недель попыток быть кем-то другим, я стал тренером со своими взглядами.

Вы предпочитаете управлять игрой?

Я бы сказал, что очень трудно получать удовольствие от работы тренера. Когда ты побеждаешь в матче, ты находишься в эйфории минут 20, а потом начинаешь думать о следующей игре. Если ты проигрываешь, то эта туча висит над тобой в течение 3-4 дней, и это затрагивает любой аспект твоей жизни. Иду ли я играть в гольф или на прогулку это твоё поражение. Удовлетворение приходит тогда, когда ты оглядываешься на весь сезон. Ты смотришь на свои ресурсы, то, как ты их использовал и гордишься своей работой сделанной за год.

Вас когда – то прочили в наследники сэра Алекса. Вы можете себе представить, что будете занимать его место?

 

Каждый хотел бы получить эту работу из-за доступности ресурсов. Все тренеры жалуются на нехватку денег, но в «Юнайтед» нет этой проблемы. Со стороны кажется, что у клуба неограниченные ресурсы. Попытаться обновить его успехи, было бы невероятно трудно, и вы будете ощущать огромное давление на себе!

 

www.manutd.com

 

Перевод: PS18

Обсуждение

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.

Новости английского футбола
  • Манчестер
  • Украина
  • Беларусь
  • Израиль
  • Калининград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Самара
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Актобе
  • Астана
  • Новосибирск
  • Красноярск
  • Иркутск