Привет всем болельщикам Юнайтед в России и все, кто читает новости и статьи на русском языке! Сегодня предлагаю Вашему вниманию очередную интересную статью Энди Миттена рассказывающую о том, как «Манчестер Юнайтед» подписал контракт с первым иностранным игроком.
ЭНДИ МИТТЕН: ПЕРВЫЙ ИНОСТРАНЕЦ В "ЮНАЙТЕД" - НИКОЛА ЙОВАНОВИЧ
Летом 1999 года "Манчестер Юнайтед" стал чемпионом Англии и Европы. Команда собиралась в предсезонное турне по Австралии, которое особенно должно было понравиться игрокам, поскольку сэр Алекс Фергюсон на этот раз решил не путешествовать с командой!
Путь в Австралию для Энди Миттена оказался немного дольше, чем для всей команды, поскольку в его график входила и остановка в Индонезии, частью которой была поездка на микроавтобусе, где у него состоялся следующий разговор с молодой парой туристов из Словении.
“Откуда вы родом?” - “Манчестер, Англия.”
"Раньше меня тренировал игрок из "Манчестер Юнайтед". Никола Йованович. Ты его знаешь? Он живет рядом с нами.”
«Вообще-то нет».
При знакомстве на меня смотрел человек, который выглядел как «Невероятный Халк» на моем первом плакате «Манчестер Юнайтед» (нет, это был не Джо Джордан), но пока я брал интервью у игроков «Юнайтед» в качестве журналиста, Йовановича не было в моем списке. Тем не менее, он был важен, поскольку был первым игроком из-за пределов Великобритании и Ирландии, который подписал контракт с «Манчестер Юнайтед». Карло Сартори, может, и звучит по-итальянски, но он был парнем из Коллихерста и таким же манкунианцем, как пиво Джозефа Холта.
Мы обменялись номерами и договорились, что если "Манчестер Юнайтед" когда – нибудь сыграет против команды из Словении или её ближайших соседей, мы встретимся и повидаемся с бывшим игроком белградской «Црвены Звезды» Николой Йовановичем.
Месяц спустя жребий свел «Юнайтед» с загребским «Динамо» на первом этапе группового этапа Лиги Чемпионов (0-0 на «Олд Траффорд» и 1-2 в Загребе). Поездка выдалась не для слабонерных, поскольку антибританские и антиамериканские настроения на некоторой части Балкан были тогда очень сильными.
Накануне мы отправились в Любляну-процветающую столицу Словении, чтобы встретиться с бывшим защитником, а впоследствии 47-летним тренером. Как и на моем плакате, он был грозный, высокий, но дружелюбный. Ему было интересно узнать, как поживают его старые товарищи по команде.
- Как поживает Джимми Николл?- спросил он. - “А Сэмми Макилрой? Джо Джордан? А Мистер [Мартин] Эдвардс?”
Йованович подписал контракт с «Юнайтед» в январе 1980 года за значительную по тем временам сумму в 300 000 фунтов стерлингов. (Примечание переводчика: до 1991-92 года стоимость игроков не превышала 750 000 и одним из клубных рекордов была покупка Диона Даблина , за которого «Манчестер Юнайтед» заплатил в районе 1,1 миллиона фунтов и по тем временам это были баснословные деньги. Хотя надо отметить, что в то время в Манчестере кружка пива стоила 1,20 фунта, проезд на автобусе 0,2 фунта, программка на «Олд Траффорд» 1,35 фунта, билеты на матч порядка 15 фунтов, практически все подорожало, как минимум в 3 раза, а многое и больше)
Центральный защитник был признан лучшим игроком матча в обеих встречах, в которых великолепная «Црвена Звезда» по сумме двух встреч обыграла «Ливерпуль», выступающий на тот момент в ранге обладателя Кубка Европейских Чемпионов. Тренер "Юнайтед" Дэйв Секстон был настолько впечатлен его игрой, что полетел в Белград, чтобы еще раз посмотреть игру Йовановича против "Галатасарая".
“Он спросил меня, не хочу ли я присоединиться к” Юнайтед", и я сказал: "Да", - объяснил Йованович за словенским бифштексом с креветками. - Через месяц я уже был в Англии.”
В то время Секстону не так просто было прыгнуть в самолет и отправиться за железный занавес для подписания контракта, к тому же сделку осложняло ещё и то обстоятельство, что футбольный агент Деннис Роуч выступал в качестве посредника и купил права на игрока, поэтому утверждал, что владеет им. Роуч предложил "Юнайтед" заплатить его кипрской компании сумму за трансфер, а также ежегодные комиссионные до тех пор, пока игрок будет находится на «Олд Траффорд». Английская футбольная ассоциация отказалась разрешить такую сделку, потому что она включала оплату агента, что тогда противоречило правилам, но в итоге компромиссное решение было найдено.
У Йовановича было несколько предложений для перехода, в то время как Югославия находилась за железным занавесом, но относительно либеральные законы при коммунистическом режиме страны позволили бы ему переехать на Запад.
"Бавария" предлагала мне вдвое больше, чем "Юнайтед”, но я считал "Юнайтед" одной из лучших команд в мире, - вспоминал Йованович, который сыграл более 300 матчей за "Црвену Звезду» и был постоянным игроком национальной сборной Югославии. "В 60-е и 70-е годы югославские команды семь раз выходили в финал европейских клубных соревнований. Мы играли с лучшими командами Европы и обыгрывали их. Одной из таких команд был белградский "Партизан", обыгравший "Юнайтед" в полуфинале Кубка Европейских Чемпионов 1966 года.
“Я хотел уехать за границу, потому что хотел обеспечить финансовую безопасность своей семьи, но идея играть за "Юнайтед" меня привлекла больше всего. Живя в Белграде, я понимал значение Мюнхенской авиакатастрофы, а также видел по телевизору Лоу, Беста и Чарльтона.”
Тренер «Юнайтед» Дэйв Секстон был взволнован своим новичком (который обошелся клубу в 300 000 фунтов) и сказал: "Этот игрок поразит вас, как только он вольётся в команду.”
На игроков «Юнайтед» новичок тоже быстро произвел хорошее впечатление.
“Мы играли на заледенелом тренировочном поле в день его первой тренировки и Никола буквально танцевал на льду", - говорит тогдашний капитан команды Мартин Бучан . - “Он был великолепен. Я подумал: "Интересно, не пытается ли Дэйв Секстон намекнуть мне, что мои дни в команде подходят к концу, потому что я вел переговоры о своем последнем контракте с клубом.
Бучан и Лу Макари обсуждали игру новичка и Бучан немного нервничал.
“Он хорош, не так ли?» - сказал он Лу Макари.
“Если он стоит 300 000 фунтов, - сказал Лу, - то ты должен стоить не меньше 150 000 фунтов".
Йованович очень хорошо начал и сделал «дубль» в дебютном для себя матче в стартовом составе на «Олд Траффорд» против «Лестера». Вскоре у него сложились хорошие отношения и с тренером клуба Дэйвом Секстоном.
“Он был хорошим человеком и хорошим тренером, но он был очень тихим, и иногда игроки не могли его понять. Иногда матчи были очень скучными, и болельщикам "Манчестер Юнайтед" это не нравилось. Это был плохой период для всего клуба и Секстон испытывал давлением со стороны руководства. Я не очень понимал политику клуба. Осложняло ситуацию и то, что умер председатель правления клуба и команда была далеко позади «Ливерпуля». "Манчестер Юнайтед" был большим клубом с талантливыми игроками, но "Ливерпуль" доминировал в то время.”
Все это и другие причины, послужили тому, что Йованович так и не смог в итоге утвердиться в команде.
"Футбол сильно отличался от того, к которому я привык в Белграде. В то время «Юнайтед» играл в основном за счет длинных забросов вперед и футбол был крайне непривлекательный. Только "Ливерпуль" и "Ипсвич Таун" показывали в том момент зрелищный футбол, они и были лучшими командами того времени. Мне зачастую приходилось играть не на своем месте.”
"Никки был крепким парнем, и большинство людей знали его как центрального защитника», - отмечает бывший игрок “Юнайтед" Альберт Скэнлон. - Но часто Дэйв ставил его в центр полузащиты. Возможно, это было частью тренерской задумки, но я не мог согласиться с ней. Никки не был плохим футболистом, он хорошо владел мячом и был достаточно талантлив, но "Юнайтед" использовал его не на той позиции и не получал нужных дивидендов от его игры, что сводило усилия игрока к нулю.”
"Црвена Звезда" легко обыграла бы "Юнайтед“,-сказал Йованович.-Мы регулярно выходили в полуфинал европейских кубков, и у нас был тренер мирового уровня в лице Миляна Милянича, который потом будет тренировать мадридский "Реал". Я попал от него к Томми Кавана [ассистенту Секстона]. Он был совсем другой. Я не люблю критиковать людей, с которыми работал, но этот человек не знал, что делает. Он ничего не знал о футболе. У него было несколько талантливых игроков, но он не знал, как заставить их работать в команде.”
Кавана был своеобразным человеком и не всем с ним было просто. Сэмми Макилрой описал его как «упрямого Скаузера». - Я помню, как бедный Никола Йованович не понимал ни слова из того, что он говорил, так же как и Гэри Бейли.”
Вратарь «Манчестер Юнайтед» Гари Бейли также считает, что подход тренера «Юнайтед» к использованию югослава не правильный и не приносит команде пользы.
"Он был прекрасным парнем и очень, очень хорошим футболистом – лучше, чем кто-либо другой в нашей обороне. Он играл за блестящую «Црвену Звезду», а попал в шумную, орущую культуру, которая уничтожила так много хороших талантливых игроков. Он испытал стресс под руководством Кавана. Дэйв Секстон был очень мягким и кротким милым человеком, который никогда не кричал, но он был тренером, и в конечном счете, нес всю ответственность. Я часто завидовал игрокам "Арсенала" под руководством Дона Хау. Слушать, как он и Бобби Робсон говорят о тактике сборной Англии, было увлекательно, потому что у нас на «Олд Траффорд» никогда такого не было».
Йованович проводил больше времени с другим тренером клуба, легендой "Юнайтед", вратарем Гарри Греггом.
"Он был моим хорошим другом и сказал мне, что я пришел в команду не в самое лучшее время, потому что в клубе происходили изменения и ни один игрок ничего не мог с этим поделать.”
Не способствовали игре Йовановича две травмы и служба в армии.
“У меня было плохой промежуток в карьере, когда я выступал за «Црвену Звезду» и выбыл на год из строя из-за травмы хряща", - сказал он. - И как только я оправился от этого, мне пришлось отправиться на год служить в армию. Но в "Юнайтед" мне было уже 28 лет и я получил серьезную травму спины. От этого было очень трудно восстановиться.”
Несмотря на все это у него остались теплые воспоминания о времени, проведенном на «Олд Траффорд».
"Люди относились ко мне очень дружелюбно. «Манчестер Юнайтед» был большим клубом, как и «Црвена Звезда», но технический уровень был намного ниже”, - сказал он. "Тренерский подход был явно устаревшим, а игроки пили слишком много алкоголя для профессиональных спортсменов”.
Окончательный вердикт выносит капитан команды Мартин Бучан: «Никола был чудесным парнем. Он был 191 см. ростом, но уменьшался до 150 сантиметров, когда нужно было пробить по мячу головой.”
С Йовановичем предсказуемо разорвали контракт в ноябре 1982 года. «Манчестер Юнайтед» одолжил ему «БМВ», чтобы он смог отвезти свою жену-модель обратно в Белград. Но ни он ни машина назад уже не вернулись.
СПРАВКА: НИКОЛА ЙОВАНОВИЧ
Дата рождения: 18.09.1952
Позиция: Защитник
Трансфер: Из «Црвены Звезды» (300-350 тысяч фунтов)
Сезоны в «Манчестер Юнайтед»: 1979-1982
Матчей за клуб: 26
Голов за клуб: 4
Контракт расторгнут в ноябре 1982 года (травма спины).
Автор: Энди Миттен
Перевод: Михаил Старов.
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.