Второй после босса. Большое интервью с Майком Феланом
В беседе с The Athletic правая рука Сульшера в неповторимом стиле рассказывает о своём прошлом, настоящем и будущем в «Манчестер Юнайтед».
Майк Фелан рассказывает историю о том, как, спустя 10 лет после начала карьеры игрока в «Манчестер Юнайтед», он, по просьбе сэра Алекса Фергюсона, вернулся в клуб в качестве тренера. Это был 1999 год, и Фелан был только что уволен из «Стокпорт Каунти» вместе с главным тренером Гари Мегсоном.
«Я всегда благодарю «Стокпорт» за то, что меня уволили, правда, — усмехается Фелан. — Примерно через пять дней после того, как я остался без работы, мне позвонил сэр Алекс и сказал: «Почему бы тебе не приехать на тренировочное поле? Я тебе кое-что объясню», — Я захожу, и тут он предлагает мне работу тренера резервной команды. Я просто зашел на чашку чая!»
«Я спросил его: «Как вы хотите, чтобы я тренировал?» Он просто шокировал меня! Он ответил: «Я нанимаю тебя тренером — (так) тренируй. Я не скажу тебе, как. Но вот мой совет: добейся уважения игроков и мотивируй их каждый день».
«Я руководствовался этим всё время, на всех тренировках, которые проводил. Таланту нужна энергия. Они должны приходить на работу и уходить, узнав что-то новое или добавив что-то в свою игру».
«Это был вызов и для меня, потому что игроки постоянно хотели, чтобы им что-то отдавали. У нас была просто отличная атмосфера для работы. А через полгода меня повысили до первой команды. Это был как гром среди ясного неба, серьезно. Я присоединился к Стиву Макларену, который был тогда главным тренером. А я тренировал первую команду. Все развивалось невероятно стремительно».
Фелан сидит в клубе «Pendle Forest Sports Club» недалеко от Бернли, города, где он родился и живет, рассказывая о ключевых моментах своей карьеры, чтобы собрать деньги для новой команды младше семи лет. Все деньги, полученные за входные билеты, пойдут в фонд. Фелан также предоставил для розыгрыша подписанную футболку «Манчестер Юнайтед» и пару ворот от его тренерской компании «Sensible Soccer».
«The Athletic» пришел узнать, как Фелан, помощник главного тренера «Юнайтед» Уле Гуннара Сульшера, отдыхает в привычной обстановке. Бар полон людей с разнообразными акцентами. Несколько десятков присутствующих желают понять, как прошлый опыт сформировал того человека, которым он стал и как это повлияет на будущее «Юнайтед».
В конце своей игровой карьеры Фелан выиграл титул чемпиона Премьер-лиги вместе с Райаном Гиггзом, Денисом Ирвином и Роем Кином. Пол Скоулз, Дэвид Бэкхем, Гари Невилл и Ники Батт были только на подступах к первой команде. Фелан прошел путь от партнёра на поле до того, кто обучает их на тренировках. Его методы со временем адаптировались и продолжают развиваться.
«Когда ты начинаешь тренировать, только закончив карьеру игрока, ты тренируешь как игрок, потому что это все, что ты знаешь», — размышляет он. «Ты проводишь тренировки и знаешь, что игрокам они понравятся, потому что это нравилось тебе. Но через некоторое время ты понимаешь, что дело не только в этом, и что тебе нужно установить некоторые правила. Ты обретаешь себя».
«Я учился на самом высоком уровне в окружении серьезных игроков, и многие из них хотят впитать всю твою энергию. Они живут за счет неё. Когда у тебя, как тренера, бывают плохие дни, нельзя им это показывать. Нужно быть выше этого».
«Ты берешь это на себя. Эта роль с огромной ответственностью. Ты должен им что-то дать, иначе потеряешь их уважение. Они должны купиться на это. Иначе тебя там не будет, они тебя не примут».
«Сэр Алекс хотел, чтобы ты завоевывал их уважение, а также работал с ними и делал их лучше. Он хотел, чтобы ты больше раскрывал людей, будучи самим собой».
«Он никогда не сказал бы: «Сегодня я хочу того или этого». Редко когда он говорил: «Отлично сработано!». Он не из таких парней. Но ты знал, что он был прямо за вами: не трать зря время, всегда требуй большего. Мне повезло, у меня была группа игроков, которые хотели работать больше. Им не нужны были выходные».
Первый опыт Фелана в качестве тренера «Юнайтед» продолжался с 1999 по 2013 год. В течение этого времени клуб выиграл восемь титулов Премьер-лиги, Кубок Англии, три Кубка лиги и Лигу Чемпионов. Он работал с Криштиану Роналду, Уэйном Руни, Рио Фердинандом, Неманьей Видичем, Рудом ван Нистелроем и Робином ван Перси, и это лишь несколько имён.
Впрочем, все могло бы быть совсем иначе, если бы он пошел на поводу у своей интуиции, когда жена Бриджит с телефоном в руке высунулась из окна, выходящего на задний двор, чтобы сообщить ему, что на линии «какой-то парень по имени Фергюсон». Это был 1989 год, и Фелан отдыхал в своем саду с мыслями о том, чтобы навсегда обосноваться в «Норвиче», где он получил повышение до старого Первого дивизиона, играя там уже 4 года. Поначалу он решил, что этот звонок — это розыгрыш, и неохотно поднял трубку.
«В общем, я подошел: «Ну давай. Да, да, кто это?» И тут шотландский голос раздается в трубке: «Не хочешь перебраться в «Манчестер Юнайтед»?» Я согласился».
«Итак, я отправился в «Манчестер Юнайтед» на переговоры, но в тот же день, точнее в то же утро, я съездил еще и в «Эвертон». Тогда главным тренером был Колин Харви. Он невероятный, очень понравился. Но днем я поехал на «Олд Траффорд», встретиться с Сэром Алексом и председателем Мартином Эдвардсом. Тогда парковка была на одной стороне, и нужно было перейти на другую сторону, чтобы попасть в офис. Когда я шел через парковку, Мартин Киоун шел мне навстречу. Он был там, а потом отправился на переговоры в «Эвертон». Он перешел в «Эвертон», а я подписал контракт с «Юнайтед». Повезло же?»
«С того момента, как я вышел на пустой стадион, я захотел здесь играть. Это немного жутко, но я чувствовал, будто там 60 000 человек. Я просто подумал: «Ну, если я не попробую, я никогда не узнаю, смогу ли я заставить его взорваться от криков». Тут же я согласился на все, что они взвалили на меня. Это было менее выгодное предложение по сравнению с тем, что предлагал «Эвертон», но это не имело значения. Это были лучшие пять лет моей карьеры».
Выдающийся момент в его карьере наступил в финале Кубка обладателей кубков в 1991 году. Тогда Фелан сыграл существенную роль в матче против команды «Барселоны» Йохана Кройфа, в которую входили Рональд Куман и Микаэль Лаудруп, а также некий Чики Бегиристайн. В следующем сезоне «Барселона» выиграла Кубок Европы.
Но после финального свистка Фелана надолго оставили практически одного его празднующие товарищи по команде и тренер, а огни на стадионе «De Kuip» в Роттердаме начали гаснуть.
«После игры был допинг-тест», — говорит он. «Мне, Брайану Макклеру и двум испанским парням нужно было его пройти. Что касается Макклера, у него не было проблем с предоставлением образца мочи. А вот у меня проблема была».
«Я вхожу и выхожу из раздевалки, пью жидкость, принимаю душ и все такое. И всё это время за мной ходит парень, который ждет меня».
«Я пропускал все празднование. Ребята собирались, а я не мог покинуть стадион, пока всё не сдам. Свет уже погас. Ферги подошел ко мне и спросил: «Есть проблема, Сынок?»
«Я стою там и говорю: «Я не могу, у меня обезвоживание». Он отвечает: «Всё, Сынок, мы уходим. Оставляем тебя.» И он так и сделал! Они ушли!»
Комната, в которой рассказывает Фелан, наполняется смехом. Он замолкает на мгновение, затем продолжает.
«Двое парней, Гари Паллистер и Пол Инс, остались со мной. И что вы думаете, меня отпустили, как только автобус, который едет в отель, тронулся, и нам пришлось запрыгнуть в такси. Я просто подумал: «Что за менеджер! Не может дождаться, чтобы отпраздновать».
Радость, которую Фергюсон с нетерпением хотел разделить, понятна. Достаточно вспомнить ситуацию, в которой «Юнайтед» тогда находился. Это было первое европейское серебро со времен Кубка Европы, которое они взяли чуть больше года спустя после того, как фанаты требовали отставки Фергюсона.
«После этого состоялось лучшее празднество, которое я когда-либо видел в своей жизни», — вспоминает Фелан. «Мы захватили этот отель, столы еды, казалось, были длиной в милю. Повсюду были люди, и Мик Хакнелл из «Simply Red» развлекал нас своим пением и танцами.»
Фелан также был членом команды, выигравшей Кубок Англии в 1990 году. Он сыграл в 11 играх в первом триумфе клуба в Премьер-лиге. «(Легенда «Юнайтед») Падди Креранд всегда напоминал нам: «Вы никогда не будете по-настоящему хороши до тех пор, пока не выиграете что-то». И это всегда было движущей силой».
Фелан с любовью вспоминает, как люди в Манчестере подходили, чтобы сказать спасибо за то, что 26-летнее ожидание титула подошло к концу. А также вспоминает время, когда Фергюсон извинялся перед ним в душевых на «Уэмбли» после того, как поставил его в запас в Финале Кубка Футбольной лиги 1991 года. «Я был одет, я не был голым», - смеется он.
Было также время, в мае 1994 года, когда Фергюсон сказал Фелану, что он «больше не нужен».
Фелан рассказывает: «Он подошел ко мне в пятницу перед субботней игрой, перед последней игрой этого сезона, мы были на тренировочной площадке. Он отвёл меня в сторону и сказал: «Достаточно, сынок. Я отпускаю тебя». «Отпускаете меня куда?». «Ты славно потрудился для меня, но я собираюсь привести несколько ребят помладше». Это случилось как раз во времена Класса’92.
«Я был старше и иногда не стеснялся в выражениях. «Кого?» «Я хочу ввести в игру Гари Невилла». «Гари Невилла? Что с него взять? Да ладно вам, тренер. Вы собираетесь ставить играть ребенка?» «Да». Вот и всё. Я пошёл своей дорогой, а клуб ждал большой успех. Но я вернулся в качестве тренера».
Любовь Фелана к тренерству очевидна. «Скоулзи был моим любимым игроком. Он мог вытворить что угодно, настоящий проказник. Роналду был машиной. Он любил игру. Для тренера это здорово, это помогает двигаться дальше».
«Когда он (Роналду) пришел, он хотел, чтобы мяч был только у него. Была команда, и был он. Он ни с кем не хотел делиться мячом. Нужно было найти какие-то способы, чтобы он влился в группу. Команда немного помогала в этом аспекте, так как они активно взаимодействовали с ним. Ты, как тренер, замечаешь это и уже понимаешь, как все устроить. Во время тренировочных матчей ты даёшь Роналду совершить максимум два касания. Он бесится, потому что не может играть по-своему. Но он должен контролировать и передавать мяч. Именно это и позволяет ему работать в команде».
«Раньше он сходил с ума от меня и некоторых других тренеров. Но ему стало лучше. Конечно, те знания, которые он получил в «Юнайтед», он принёс и в мадридский «Реал».
В других случаях требуется более деликатный подход.
«Ты не можете обучать всех одинаково», — говорит Фелан. «Ты должен дать им информацию, не заходя слишком далеко, так, чтобы они не были перегружены. Ты должен знать своих игроков. Некоторым игрокам лучше без всего этого, они просто хотят играть. Роналду, Скоулз, Гиггз — все они будут что-то делать, но если ты спросишь их, как они это делают, они не смогут вам сказать. Они просто делают это».
«Если тренировка была плохой, они скажут тебе об этом. Ты им что-то объясняешь, а они схватывают всё на лету и тут же выводят на новый уровень».
В «Юнайтед» был и остается бешеный ритм жизни.
«Мы путешествовали по Европе, играли, летели обратно в три часа ночи и прилетали в семь. Перерывов не было. Быть тренером — значит быть им 24/7. Ты тренируешь, путешествуешь, все время пытаешься что-то улучшить. Приходится идти на жертвы».
«Я был в колледже Бернли, проводил обычную тренировку, выходил на поле. Около 3 часов дня я закончил и включил телефон. Один звонок от Уле, другой — от Эда Вудворда. Уле предложил мне работу, и никаких серьезных обсуждений не было. «Да, я возьмусь».
«Возвращаясь в Каррингтон, я очень нервничал. Мы легко выиграли лигу, когда я уходил. Я не знал, чего ожидать. За время своего отсутствия я много слышал о том, как все работает. Я просто подумал: «Буду собой». И я почувствовал, будто никуда и не уходил. Нереально. Мы вернули немного оптимистического настроя».
Фелан знает, что для возвращения былой славы «Юнайтед» потребуется нечто большее, чем просто улыбки на лицах. Его голос имел важное значение в летних подписаниях Харри Магуайра, Аарона Ван-Биссака и Дэниела Джеймса. Все еще ведется работа по повышению уровня физической подготовки, которая, как утверждали «Юнайтед», стала причиной их спада в конце прошлого сезона.
«Мы подняли их с нуля до небес, но они опустились на дно, потому что это было слишком для них, они не были к этому готовы», — говорит Фелан. «Поэтому у нас есть над чем поработать».
Ввод в состав молодых игроков является основой стратегии Сульшера, что уже позволило дебютировать Мейсону Гринвуду, Брэндону Уильямсу и Тахиту Чонгу. Для этого Фелан разрабатывает свой подход. «Некоторые игроки реагируют на показ, например, на iPad. Другие предпочитают учиться на поле».
Ничья в матче с «Ливерпулем», лидером лиги, показала тактическую изощренность и обеспечила поддержку после последних неудачных выступлений и результатов.
«Уле хорошо относится к игрокам, он понимает, что такое «Манчестер Юнайтед», — говорит Фелан. «Сейчас определенно трудный момент, но у Уле еще нет своей команды. У него есть три игрока (подписанных), но нужно куда больше трёх игроков, чтобы команда была именно его».
«Думаю, мы можем что-то построить. Уле просто нужна возможность воссоздать эту культуру».
Автор : Лори Уитвелл
Перевод: Ксения Сенько
Редактура: Александр Арлашкин
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.